Рыцарь театра Алексей Александрович Бахрушин
В Театральном музее имени Бахрушина работает выставка, посвященная 150-летию со дня рождения его основателя. Представлены личные вещи Бахрушина, театрально-декорационные работы его эпохи
В Театральном музее имени Бахрушина, в отреставрированном флигеле Главного дома музея — Каретном сарае, открыта выставка «Рыцарь театра Алексей Александрович Бахрушин. К 150-летию со дня рождения».
Алексей Александрович Бахрушин (31 января /12 февраля 1865 — 7 июня 1929) — потомственный почетный гражданин Москвы, крупный промышленник, мануфактур-советник, почетный член Императорской Академии наук, гласный городской Думы, меценат и профессиональный благотворитель. В конце XIX века, обладая капиталом около 6 миллионов рублей, Бахрушины вложили в благотворительность такую же сумму.
Алексей Александрович — страстный театрал и балетоман. В юношеские годы принимал участие в спектаклях в домашнем театре Перловых, ходил с семьей в Большой и Малый театры, материально поддерживал балетную труппу, дружил со многими театральными деятелями. Благодаря пламенной любви Бахрушина к театру Россия располагает одной из крупнейших коллекций театральных раритетов в мире (1 424 159 предметов на 1 января 2015).
«Бахрушин внес уникальный вклад в историю русского театра, создав театральный музей, первый в России и один из первых в мире, — пишет в каталоге выставки ее куратор, генеральный директор ГЦТМ им. А. А. Бахрушина Дмитрий Родионов. — В Европе и России театральные собрания были и ранее, в виде архивов при театрах, но ни в одной стране театрального музея как самостоятельного учреждения не было. История театра, благодаря Бахрушину, стала овеществленной. Удивительная цельность личности Алексея Александровича выразилась и в том, что в трудные революционные годы он не отказался ни от музея, ни от Отечества».
В 1924 году, когда отмечалось 30-летие музея, его работу обследовала замоскворецкая районная контрольная комиссия. Она пришла к выводу, что «за 7 лет Октября музей не сумел заинтересовать рабочих. Его работа рассчитана на узкий круг лиц, несмотря на свое местоположение в густонаселенном фабрично-заводском районе. На фоне острого жилищного кризиса в районе / … / музей вместе со своими постройками и садом занимает слишком большую площадь. Во избежание дальнейшего озлобления рабочих и поднятия авторитета сов. власти в глазах рабочих просить и категорически требовать у руководства Наркомпроса перевода музея как не оправдавшего своего назначения по обслуживанию фабрик и заводов в другое помещение и чистки служащих такового, а также выселения злейшего классового врага и эксплуататора Бахрушина в целях заселения домов рабочими и детскими учреждениями от фабрик и заводов».
Последние годы жизни Алексея Александровича были тяжелыми: ему приходилось постоянно отстаивать музей, бороться за него. То и дело предпринимались попытки закрыть или перепрофилировать музей, раздать коллекцию другим музеям. Время, и энергия, и воля многих поколений сотрудников музея, в числе которых был и сын Алексея Александровича, Юрий Бахрушин, расставили исторические приоритеты.
На юбилейной выставке в отреставрированном ко дню рождения Алексея Александровича Каретном сарае посетители видят подлинные предметы, характеризующие эпоху, в которую жили Бахрушин и его современники, из фондов музея. Их «встречают» живописные работы блестящих представителей русского театрально-декорационного искусства, портреты Алексея Александровича, его рода, семьи.
В центре Каретного сарая находится большой белый стол — символ передачи Бахрушиным коллекции государству 25 ноября 1913 года. На нем размещен прежде не экспонировавшийся уникальный рукописный материал из фонда Алексея Александровича — например, лист записи первого поступления в музейную коллекцию или официальный отказ Бахрушину в восстановлении его гражданских прав. Рядом расставлены венские стулья — можно присесть и в деталях рассмотреть фрагменты экспозиции.
В состав экспозиции включены личные вещи А. А. Бахрушина и его семьи: трость Алексея Александровича с вмонтированной в нее зрительной трубкой, японский зонтик Веры Васильевны Бахрушиной, урожденной Носовой, виднейшей московской красавицы, жены и соратницы Алексея Александровича, ее свадебная перчатка, фотокамера немецкого производства 1920-х годов — подарок мужа супруге — увлеченному фотографу.
На выставке во всем многообразии показаны театральные макеты, начиная от трогательных Константина Станиславского, Виктора Симова, Андреаса Роллера и заканчивая последними приобретениями музея — работами Давида Боровского, Валерия Левенталя, Сергея Бархина, Эдуарда Кочергина… Эпоха Бахрушина представлена экспонатами его времени, а нить в сегодняшний день авторы экспозиции Дмитрий Родионов, Екатерина Казакова и Михаил Воробьев проводят через великолепные макеты сценических постановок лучших театральных художников России. К выставке издан каталог.
Источник: bakhrushin.theatre.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20150218_bakhrushin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20150218_bakhrushin.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.