- Арт-новости
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина от Ducommun
«Выезд из СССР разрешить…». Неофициальное искусство в ГТГ
ARTinvestment.RU 12 ноября 2014
Сегодня Третьяковская галерея на Крымском Валу открывает выставку к 100-летию Георгия Дионисовича Костаки (1913–1990)
Сегодня в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается для публики выставка «Выезд из СССР разрешить…», приуроченная к 100-летию со дня рождения знаменитого коллекционера, создателя одного из наиболее значительных по масштабу и качеству частных собраний XX века Георгия Дионисовича Костаки (1913–1990).
Предпринимательская интуиция и природный художественный вкус Георгия Костаки позволили найти и сохранить уникальные произведения русской иконописи, авангарда и нонконформизма. Своей деятельностью Костаки возобновил прерванные на время традиции великих русских меценатов XIX—XX веков П. М. Третьякова, И. А. Морозова, И. С. Остроухова, С. И. Щукина, коллекции которых во многом повлияли на культуру своего времени.
Главные задачи выставки — познакомить зрителя с личностью Г. Д. Костаки и его собранием, рассказать о феномене коллекционирования в нашей стране. Костаки предстает перед зрителями как один из законодателей культурного пространства Москвы 1960–70-х годов. Его дом был местом, где молодые художники могли познакомиться с произведениями русского авангарда, нигде более не выставлявшимися. Послы, дипломаты, директора крупнейших зарубежных музеев в разное время стремились попасть туда, чтобы увидеть легендарную коллекцию. Воссоздать образ знаменитой квартиры Костаки в экспозиции помогает специально организованное пространство.
Греческий подданный Г. Д. Костаки родился и большую часть жизни провел в Москве, работал в канадском посольстве. Он начал коллекционирование с произведений голландских художников, но вскоре сменил направление своей собирательской деятельности. Костаки стал первым коллекционером, который понял ценность искусства русского авангарда. Работы, которые современники Костаки относили к «никому не нужному мусору», он приобретал у самих художников и их наследников, тем самым материально поддерживал их. Многие произведения он спас от разрушения и уничтожения. К концу 1980-х годов собранный «греком-чудаком» «хлам» превратился в одну из самых ценных коллекций в мире.
Еще в 1970-е годы Костаки мечтал о том, что в России построят музей современного искусства, где будет храниться вся его коллекция авангарда и работы художников альтернативного советского искусства. Напряженная атмосфера, связанная с особым «вниманием» к коллекционеру сотрудников спецслужб, ухудшение здоровья привели к тому, что в 1977 году Костаки был вынужден принять решение о выезде за границу. Он официально предложил советскому правительству принять значительную часть своего собрания в дар. Это предложение было принято, хотя и шло вразрез с официальной политикой в области культуры. Специальным решением Секретариата ЦК КПСС семье Костаки было разрешено выехать и оставшуюся часть коллекции «в порядке исключения вывезти из СССР за границу». Также было гарантировано право «в случае соответствующего обращения разрешить Г. Д. Костаки и членам его семьи возвращение в СССР с правом на постоянное жительство». Перед отъездом Костаки передал собрание икон в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. Уникальную коллекцию народных игрушек Н. М. Церетели, которую Костаки в свое время приобрел и тем самым спас, тогда же подарил государству; в 1990-е эта коллекция стала частью Музея-заповедника «Царицыно».
В Третьяковскую галерею поступила наиболее значительная и ценная часть дара — коллекция авангарда, насчитывающая 142 произведения живописи и 692 графики, в которой представлено свыше сорока имен русских художников. Благодаря пожертвованию Костаки собрание Галереи пополнилось такими шедеврами мирового значения, как «Портрет Матюшина» К. С. Малевича, «Симфония Шостаковича» П. Н. Филонова, «Красная площадь» В. В. Кандинского, «Живописная архитектоника. Черное, красное, серое» Л. С. Поповой, «Пробегающий пейзаж» И. В. Клюна. Избранные работы с середины 1980-х годов присутствуют в постоянной экспозиции музея, а также регулярно экспонируются на выставках в крупнейших музеях мира.
Произведения, официально вывезенные Костаки за рубеж, с конца 1970-х годов путешествовали по миру, преумножая популярность русского авангарда в Европе и Америке. В 2000 году правительство Греции приобрело эти работы, и они стали основой Музея современного искусства в городе Салоники.
Подготовка масштабного выставочного проекта длилась несколько лет. В 2013 году — в год 100-летия со дня рождения коллекционера — в Третьяковской галерее на Крымском Валу был открыт информационный зал, посвященный Г. Д. Костаки и истории его собрания.
Настоящая выставка включает более 200 экспонатов и отражает широкий круг интересов Костаки: иконопись XV–XVIII веков, шедевры русского авангарда (среди них работы В. В. Кандинского, К. С. Малевича, С. Б. Никритина, Л. С. Поповой, К. Н. Редько, П. Н. Филонова, М. З. Шагала, А. А. Экстер), творчество художников-нонконформистов А. Т. Зверева, Ф. Инфанте-Арана, Л. Е. Кропивницкого, О. Я. Рабина и других, народная и авторская игрушка. В экспозиции можно увидеть и живописные опыты кисти самого Костаки.
Специально к выставке были отреставрированы не экспонировавшиеся ранее произведения В. Н. Чекрыгина («Мужской портрет», 1914), К. С. Петрова-Водкина («В трамвае», 1936), впервые раскрыты обороты двухсторонних работ А. М. Родченко («Сюрреалистическая абстракция», 1943; «Борцы», 1935–1938) и И. В. Клюна («Автопортрет, 1909–1910; «Супрематическая композиция», 1910-е).
Сенсацией станет показ рассекреченных только в 2011 году документов, связанных с передачей коллекции государству и раскрывающих сложный процесс принятия решений о судьбе Костаки и его картин.
По не зависящим от Третьяковской галереи причинам произведения из Музея современного искусства г. Салоники (Греция) в экспозиции не представлены. Значительная часть живописных произведений из этого музея опубликована в альбоме-каталоге, подготовленном к выставке. Эти работы вошли также в видеоряд фильма, который можно посмотреть в экспозиции. Мультимедиа-технологии позволяют ознакомиться с редкими книгами 1910–30-х годов и агитационным фарфором, книгами с автографами гостей квартиры собирателя из собрания греческого музея, перепиской Костаки с художниками и деятелями мировой культуры из архива семьи коллекционера.
Важным событием стало издание альбома-каталога к выставке. На его страницах впервые восстановлена исчерпывающая история создания коллекции; опубликована биография Костаки; представлены ранее засекреченные документы 1970-х годов. Изобразительный ряд альбома содержит как известные, так и ранее не публиковавшиеся работы из коллекции Костаки и его собственные произведения с комментариями. В издание включены статьи членов семьи коллекционера, его друзей, художников.
К выставке Третьяковская галерея совместно с ведущим интернет-изданием «Лента.ру» запускает специальный проект, представляющий Г. Д. Костаки и его коллекцию интернет-пользователям всего мира.
Источник: пресс-релиз ГТГ
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20141112_gtg_kostaki.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20141112_gtg_kostaki.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- Арт-новости
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
- Картина от Ducommun