Art Investment

Ромуальдас Пожерскис в центре братьев Люмьер

Сегодня открывается выставка известного литовского фотографа Ромуальдаса Пожерскиса «Большая Форма». В экспозицию вошло более семидесяти авторских отпечатков из семи важнейших циклов, созданных с 1974 по 2005 год

Сегодня в Центре фотографии им. братьев Люмьер открывается выставка Ромуальдаса Пожерскиса. В Москве столь масштабно творчество известного литовского фотографа еще представлено не было. В экспозицию выставки «Большая Форма» вошло более семидесяти авторских отпечатков из семи важнейших циклов, созданных с 1974 по 2005 год.

Литовская школа фотографии во второй половине прошлого столетия произвела революцию в умах целого поколения фотографов, став глотком свежего прибалтийского воздуха в ситуации тотального официоза советской фотографии. Истоки литовской школы и влияние её отцов-основателей, а теперь уже классиков мировой фотографии А. Суткуса, А. Мацияускаса, Р. Ракаускаса и др. в работах Пожерскиса считываются безоговорочно. Здесь и гуманистическое начало, и преклонение перед родной землей и человеком, и пронзительный лиризм, и тяготение к жанру художественного репортажа, восходящего к работам фотографов агентства Magnum.

Восприняв мощнейший импульс литовской школы фотографии, студент-инженер каунасского Политеха Ромуальдас Пожерскис заявляет о себе как фотограф с независимым взглядом и ярким визуальным языком в первой же серии «Победы и поражения» (1974–1976). Казалось бы, тривиальная мальчишечья тема мотокросса в объективе Пожерскиса превращается в серьезное, вдумчивое повествование о тонкой частной и коллективной психологии переживания побед и поражений. Сращивая жанр репортажа с психологическим портретом, автор достигает обобщения куда более глубокого, чем можно ожидать от спортивного материала. В фокусе — не мотокросс как таковой, а человек (гонщик и зритель), погруженный в мир своих разнонаправленных эмоций и состояний.

Ромуальдас Пожерскис мыслит масштабными фото-проектами, каждый из которых — это цельное эстетическое и документальное повествование. Прибегая к литературной терминологии, можно утверждать, что он тяготеет к «большой форме», эпическому повествованию, глобальным обобщениям. Выбор тем, глубина их раскрытия, визуальный язык его документальной прозы по-настоящему эпичны. Его обширные циклы, каждому из которых он посвящает долгие годы непрерывной работы, претендуют на исчерпывающий рассказ о выбранной теме, в центре которой — неизменно — человек. «Искусство — это возможность приблизиться к человеку, а не просто красивая картинка или бесконтрольное самовыражение художника», — говорит Пожерскис.

Работая над циклом «Старые города Литвы» (1974–1982) автор ставил перед собой сверхзадачу — показать взаимоотношения человека и города в жанре стрит-фотографии, фактически отсутствовавшем в Литве и всем Союзе в те годы. При всей эстетской выверенности, ракурсности и яркой графичности кадра, Пожерскис фокусируется на содержании: «Факт реальной жизни для меня намного интереснее эффектной абстрактной композиции». В запрещенной к показу в советское время серии «Литовские паломничества» (1974–1994) Р. Пожерскис чутко рассказывает о сокровенном — духовной жизнь литовского народа. Та же тема в ином ракурсе звучит и в серии «Сады памяти» (1977–2004).

Ромуальдас не пытается угнаться за глобальной визуальной культурой. Его фотография существует в противовес современной эстетике «холодной» документалистики, где человек словно бы не главный герой и существует только как фотографируемый объект. Особенность работ Р. Пожерскиса состоит в той эмпатии, которую он испытывает к своим героям: детям, населяющим почти все его циклы (серия «Детские больницы», 1976–1982); старикам из серии «Последний приют» (1983–1990); тем, кому повезло чуть меньше, чем остальным, и кто несправедливо отторгнут обществом (серия «Беды и радости маленького Альфонса», 1992–2005). В рамках выставки в Центре фотографии пройдет творческая встреча с автором и его автограф-сессия.

Источник: lumiere.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140813_lumiere_pozherskis.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140813_lumiere_pozherskis.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».