Art Investment

Человек и мир. Пастели Петра Дика

К 75-летию со дня рождения художника Петра Гергардовича Дика галерея «ГРОСart» (бывшая «Г.О.С.Т.») представляет в Саратове выставку его работ

К 75-летию со дня рождения художника Петра Гергардовича Дика галерея «ГРОСart» (бывшая Г.О.С.Т.) открывает в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева выставку «Человек и мир. Пастели Петра Дика».

Семьдесят пять лет назад в селе Глядень Благовещенского района Алтайского края в семье обрусевших немцев родился один из самых тонких и глубоких отечественных мастеров последних десятилетий ХХ века — Петр Гергардович Дик (1939–2002). Судьба была к нему одновременно и сурова, и великодушна. С избытком познав трудности военного детства, многократно умноженные из-за репрессий родителей по национальному признаку, он проделал долгий и сложный путь к профессии: в 1977 году через несколько лет после окончания Строгановки Дик был принят в Союз художников.

Лишь в переломные девяностые к обосновавшемуся во Владимире мастеру пришло не только местное, но и вполне заслуженное европейское признание: в 1992–1993 были персональные выставки в Москве и Лондоне, в 1994-м состоялась экспозиция в Третьяковской галерее, в 1995–1996 Дик отправился с выставками в Германию и Италию, а в 1997-м экспонировался в Русском музее в Санкт-Петербурге. И это на самом деле небольшая часть открывшейся вдруг перед ним обширной выставочной географии, которая включала в себя и Омск, и Самару, и Новосибирск, и Нюрнберг, и Ворпсведе, и Нижний Новгород, и Эрланген и т. д. В чем же причина подобного успеха?

Все дело в качестве того диалога, в который художник вовлекает окружающий мир и зрителя с помощью своего любимого материала. У Петра Дика таким коммуникативным посредником стала сухая пастель, наносимая чаще всего на наждачную или велюровую бумагу. Творческие возможности этой техники, вызывающей заочные ассоциации с несколько легкомысленным «домашним» рисованием, на первый взгляд, невелики. Однако в руках Дика пастельный штрих испытывает настоящее преображение. Все начинается с пространства. Развиваясь скорее «от противного» (вместо прямой линейной перспективы — жесткие столкновения светлого и темного, конкретного и отвлеченного, крупного и малого), пространственные построения художника заведомо отвергают иллюзорную глубину, утверждая визуальную непреложность возвышенно осмысленного природного или житейского факта.

Особую роль в этом процессе играет цвет. То сокращаясь до минимума в ранних работах, то обретая исключительную яркость и полноту к концу 1990-х, цветовой строй художника наглядно отражает психологически обусловленную эволюцию его мировосприятия. Тотальный трагизм, идущий из детства, постепенно заменяется полноцветной «радугой чувств» зрелого мастера. Причем, как правило, крупномасштабные цветовые плоскости и пятна не столько взаимодействуют друг с другом, приветливо обмениваясь сложными рефлексами, сколько страстно выговаривают саму сущность цвета, возвышая его почти до символического звучания. Сходным образом работали с цветовой субстанцией древние иконописцы, и, окруженный благодатной владимиро-суздальской стариной, Петр Дик, видимо, органично усваивал их опыт.

Непрерывно ведя задумчиво неторопливый диалог с завораживающим художника миром, Дик фиксирует в своих хрупких пастелях (красочный слой сознательно не закреплялся, дабы не нарушить его естественную фактуру) иногда гнетуще тревожную, но чаще умиротворенно тихую «метафизику» непреходящей жизни. В похожем регистре творили, например, Джорджо Моранди, Владимир Вейсберг, Дмитрий Краснопевцев, но в отличие от них Петра Дика всегда более привлекали не предметно-натюрмортные коллизии, а мир, неизменно приемлющий человека и принимаемый им в ответ…

Источник: пресс-релиз галереи «ГРОСart»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140403_petr_dik.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140403_petr_dik.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».