Старые мастера. Европейский рисунок XVI — XVIII веков
Выставка Радищевского музея, посвященная рисунку Старых мастеров XVI — XVIII веков, включает листы большинства ведущих европейских школ — немецкой, итальянской, французской, голландской, фламандской
В Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева проходит выставка «Старые мастера. Европейский рисунок XVI — XVIII века». Экспозиция посвящена одной из уникальных и малоизвестных музейных коллекций. По сравнению с другими обширными разделами собрания фонд европейского рисунка невелик: он насчитывает около 150 работ. Охватывая широкий хронологический диапазон — с XVI до XX века включительно, он представляет произведения мастеров разных эпох, ведущих европейских школ, ряда стилевых направлений.
Экспозиция, посвященная рисунку старых мастеров XVI — XVIII веков, включает листы большинства ведущих европейских школ — немецкой, итальянской, французской, голландской, фламандской. Ядро этой коллекции составляют 12 листов из собрания графов Орловых-Давыдовых (поступление 1922 года), большинство из которых включено в экспозицию. Основатель коллекции граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов (1809–1882) — писатель, почетный член Академии наук, действительный статский советник, покровитель многих русских художников за границей. В 1830-е им было предпринято путешествие по Италии, что объясняет преобладание рисунков итальянской школы. Динамичный и раскрепощенный по манере лист с изображением «Святого Себастьяна» принадлежит Лодовико Карди — мастеру широчайшего профессионального кругозора в духе эпохи Ренессанса: он был живописцем и рисовальщиком, а также скульптором, архитектором, поэтом и музыкантом. Авторство тонкого и вместе с тем энергичного рисунка «Солдатский привал» связывается специалистами с именами великих Сальватора Розы и Франсуа Буше.
Настоящий шедевр музейного собрания — лист «Танец» Джованни Доменико Тьеполо. Этот выдающийся венецианский живописец, рисовальщик и гравер оставил многочисленные рисунки, отличающиеся особой, полной юмора, авторской интонацией. Из той же коллекции происходят рисунок «Братья узнают Иосифа» талантливого генуэзского рисовальщика Карло Альберто Баратта. Высокого качества зарисовкой с несохранившегося фрескового фриза Полидоро да Караваджо является лист «Сабиняне, отправляющиеся на игры к римлянам».
Итальянская почва была крайне благодатной для творчества французских мастеров XVIII века, таких как Шарль-Жозеф Натуар. Этого художника, известного своими многочисленными, совместными с Ф. Буше, декоративными росписями и эскизами шпалер, в одном из циклов привлек восточный колорит истории Клеопатры («Цезарь возвращает Клеопатре корону Египта»). Увлеченность итальянским искусством прочитывается в рисунке «Вакханалия» французского художника Пьера Лелю, ученика Ф. Буше.
Немецкий рисунок в собрании Орловых-Давыдовых представлен работой аугсбургского мастера Иоганна Матиаса Кагера «Мадонна с младенцем во славе», выполненной в традициях ранних канонических композиций, и листом «Ангел-хранитель», христианский сюжет которого получил широкую интерпретацию в европейском искусстве.
Из знаменитого собрания историка искусства и археолога Адриана Викторовича Прахова (1846–1916) происходят превосходные рисунки, поступившие в 1966 году от его потомков: «Моление о чаше», артистичная манера которого, сочетающая пластическую и светотеневую разработку формы, позволяет традиционно связывать его с итальянской школой, «Иоанн Креститель» генуэзца Джованни Батиста Паджи, отличающийся легкостью и прозрачной чистотой, а также «Жанровая сцена» фламандского живописца Теобальда Мишо, работавшего в духе голландских мастеров XVII века.
Отдельную группу составляют работы, поступившие в 1924 году из музея при историко-филологическом факультете Саратовского университета. Высокое качество привлекает в подготовительном рисунке «Изгнание из рая» Пьетро да Кортона, одного из создателей барочного стиля в живописи, и каллиграфическом жанровом листе голландской школы «Селение на берегу».
Экспозицию рисунка старых мастеров завершает монументальный эскиз Вильгельма Каульбаха «Притча о злом рабе» на евангельский сюжет, повествующий о должнике, прощенном своим господином, но не прощающем должника своего (собрание А. А. Журавлёва, 1896 год). Работа немецкого академического живописца XIX века, тяготевшего к неоренессансу, характеризуется классицистической ясностью композиции и безупречным рисунком, позволяющими рассматривать его в ряду исторических предшественников.
Источник: radmuseumart.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140305_radmuseum_old_masters.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140305_radmuseum_old_masters.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.