«Мужской портрет» Антонелло да Мессины в Эрмитаже
Картину на эрмитажную выставку привезли из собрания Городского музея старого искусства (Палаццо Мадама) в Турине
Государственный Эрмитаж
7 декабря 2013 — 9 февраля 2014
Санкт-Петербург, Зимний дворец, Аполлонов зал (№ 260)
В Государственном Эрмитаже в цикле «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» проходит выставка картины Антонелло да Мессины «Мужской портрет» из собрания Городского музея старого искусства (Палаццо Мадама) в Турине.
Экспонируемое произведение вызывает особый интерес, поскольку в собраниях российских музеев работы этого живописца не представлены.
Антонелло да Мессина (ок. 1431–1479) — художник эпохи раннего Возрождения, единственный крупный живописец юга Италии, региона отстававшего в политическом и художественном развитии от центра и даже севера страны.
Он обратился к портретному жанру, будучи уже зрелым мастером. Сохранилось около десяти мужских изображений его работы. Все они построены по одной схеме, заимствованной из нидерландского искусства: фигура представлена погрудно в трехчетвертном повороте. Взяв за основу эту схему, Антонелло создал собственный тип портрета: он отказался от показа рук, от демонстрации признаков сословной принадлежности и каких-либо предметов, способных намекнуть на статус или род занятий модели. Несмотря на скромность одежды и отсутствие атрибутов, можно с уверенностью сказать, что художнику позировали люди состоятельные: простым горожанам подобные заказы были не по карману.
«Мужской портрет» Антонелло да Мессины иногда называют портретом Тривульцио, по фамилии миланской семьи, которой портрет принадлежал до поступления в Городской музей Турина (Палаццо Мадама) в 1935 году.
Основой для небольшой, размером 37,4 × 29,5 см, работы послужила очень тонкая (5 мм) тополевая доска, не обработанная по краям — в расчете на раму. Со временем дерево начало коробиться, и в 2003 году портрет был отреставрирован. Он создан в новой для Италии технике — масляной живописи, которой так прославился Антонелло. Внизу, на парапете, — написанный клочок бумаги, на котором выведена дата и подпись художника: 1476 / Antonellus messaneus / pinxit (1476. Антонелло мессинец написал).
Кто позировал для портрета — неизвестно. С портрета на зрителя смотрит пожилой человек. На нем плотная куртка, из-под ворота которой видна полоска рубашки, на бритой голове — темный капуччо (капюшон с пелериной), края которого спадают на спину и грудь. Цветовая гамма очень сдержанная. Главный акцент — красная куртка, оттененная белым воротничком, на темно-оливковом фоне. Полуфигура, выдвинутая на первый план, почти полностью заполняет пространство, нейтральный фон сведен до минимума. Художник отчетливо передает не только форму черепа, но и рельефные мускулы лица, складки вокруг губ и глаз. Размещением фигуры в пространстве, игрой света, отсутствием каких бы то ни было отвлекающих деталей мастер заставляет зрителя сконцентрировать внимание на лице мужчины, особенно на его взгляде — человека властного, уверенного в себе, осознающего свое место в мире.
Портрет Антонелло да Мессины — это портрет человека новой эпохи: «ни небесного, ни земного, ни смертного, ни бессмертного», а «свободного ваятеля» своей судьбы.
Куратор выставки — Татьяна Кирилловна Кустодиева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.
К выставке подготовлен иллюстрированный буклет (издательство Государственного Эрмитажа, 2013), автор текста — Т. К. Кустодиева.
Источник: hermitagemuseum.org
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140109_messina.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140109_messina.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.