Русские цветные фотографии начала ХХ века показывают в Таллине
Выставка уникальных ранних цветных фотографий на стеклянных пластинах (автохромов) 1909–1914 годов работы фотохудожника Петра Веденисова проходит в таллинском Центре русской культуры при поддержке МДФ
В таллинском Центре русской культуры проходит выставка «Петр Веденисов. Автохромы. 1909–1914», организованная Московским Домом Фотографии.
Эпоха модерна — это эпоха не только зримой красоты, но и технических инноваций. Цветная фотография (автохром) в то время считалась новинкой и модным способом преображения повседневной жизни. Автохромы Петра Веденисова напомнят зрителю об ушедшей эпохе, которую мы так редко представляем в цвете. На выставке представлено более 50 работ.
Петр Иванович Веденисов (1866–1937) — состоятельный дворянин, по окончании Московской консерватории в 1888 году приехал в Ялту и поселился в собственном доме на Аутской (ныне Кирова) улице. Доброжелательный, очень энергичный, общительный, увлекающийся, он сразу же вошел в число самых интересных людей города, встречался с Антоном Чеховым, Максимом Горьким, Александром Глазуновым, Федором Шаляпиным, Цезарем Кюи, Александром Спендиаровым.
В Крыму Веденисов проводит музыкальные вечера, занимается краеведением, читает лекции по истории Крыма, серьезно увлекается метеорологией, но самым большим его увлечением становится фотография, а именно один из процессов цветной фотографии — автохром. Он снимает членов своей семьи, друзей-музыкантов, повседневную жизнь и путешествия, застолья, домашних животных, интерьеры и пейзажи — Ялты и Симбирской губернии, где жили его родственники Козаковы.
Большая часть его автохромов хранится в Алупкинском музее-заповеднике; в коллекцию Московского Дома фотографии попали около 150 цветных стеклянных пластин. Необходимо отметить, что каждое такое изображение существует в единственном экземпляре — это диапозитив на стекле, без печатного бумажного оттиска. Автохром не моментальный снимок, т. к. непрозрачность крахмальной сетки требовала очень длительной выдержки и модели были вынуждены замирать на достаточно долгое время. Автохромное изображение — в полной мере постановочная фотография, с тщательно выстроенной композицией и подобранными цветовыми сочетаниями.
Автохромы П. И. Веденисова объединены персонажами — членами одной большой семьи — и сняты за очень небольшой промежуток времени — примерно с 1909 по 1914 год. Среди изображенных — жена Веденисова, Вера Николаевна, ее мать, Елена Францевна Базилева, большое семейство Козаковых: Андрей Александрович, Софья Николаевна и пятеро их детей: Вера, Наташа, Коля, Лиза и Таня. Веденисовы и Козаковы организуют пикники, автомобильные и конные прогулки, маскарады и праздники. Во всех этих развлечениях присутствовало не только удовольствие, но и сильный образовательный, просветительский элемент: маскарадные наряды — это национальные костюмы народов, населяющих Российскую империю; среди украшений на рождественской елке — государственные флаги самых разных стран, и дети этого большого семейства с младенчества получали в игровой форме сведения об истории и географии России и всего мира. Вероятно, это последние счастливые моменты в жизни семьи: «тогда еще не воевали с Германией», все потрясения ХХ века — войны, революции — были впереди.
Источник: mamm-mdf.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140104_avtohromy_mamm.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140104_avtohromy_mamm.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.