«Искусство пастели» в Третьяковской галерее
ARTinvestment.RU   19 декабря 2013

Сегодня в ГТГ открывается выставка «Искусство пастели. Из фондов графики XVIII — начала ХХ века». В экспозиции собрано около 150 пастелей — работ Рокотова, Левитана, Бенуа, Врубеля, Добужинского и многих других

ГТГ, 19 декабря 2013 — 18 мая 2014
Москва, Лаврушинский переулок, 10, залы графики 49–54

Сегодня в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка «Искусство пастели. Из фондов графики XVIII — начала ХХ века». Традиционная сменная экспозиция из фондов графики на этот раз реконструирует вызвавшую большой интерес у публики выставку 2004 года, посвященную искусству пастели, самой хрупкой и изысканной из графических техник. Сохранность «сыпучих» пастельных произведений не позволяет их часто и продолжительно экспонировать. Поэтому выставка пастели — всегда значительное событие.

В собрании Третьяковской галереи хранится около 800 пастелей, некоторые из них были приобретены еще П. М. Третьяковым. На выставке представлено около 150 наиболее интересных произведений, отражающих разные жанры, формальные художественные приемы, смены вкусов и направлений.

Любимая художниками разных эпох, пастель получила наибольшее распространение в XVIII столетии. Именно тогда, во второй половине века, эта техника появилась в России. Первыми известными нам пастелистами были иностранные мастера — Г.-Ф. Шмидт, В. Эриксен, И.-Г. Шмидт, И. Барду и их младший современник К. Барду. В созданных ими портретах перед зрителями предстают живые человеческие лица — и знаменитые, и безвестные. Одно из лучших произведений этого раздела — «Портрет неизвестной» С. Яснопольского. Образный строй, серебристо-жемчужная пастельная гамма этой работы перекликаются с произведениями Ф. С. Рокотова.

В эпоху романтизма пастель становится любимой техникой многих мастеров, органично включающих ее в ткань рисунка. Интенсивность цвета пастели придает особое эмоциональное звучание карандашным портретам О. А. Кипренского. Быстрые штрихи итальянского карандаша сочетаются со вспышками цвета сочной пастели в динамичных рисунках А. О. Орловского. Выполненные в технике пастели портреты А. Г. Венецианова построены на мягком перетекании штрихов, тонкой гармонии цветовых отношений. Владение изысканными возможностями пастели позволяет художнику преобразить обыденную натуру в высокую поэзию.

В 50–60-х годах XIX века, по мере того как русские мастера все глубже погружались в проблемы общественной жизни, а в искусстве главенствующее место завоевывал критический реализм, многоцветная пастель встречалась все реже. Утонченное искусство пастели предшествующих эпох сменил более демократичный монохромный рисунок соусом (портреты И. Н. Крамского).

Второе рождение пастель переживает в конце XIX века. Существенно расширяется тематика исполненных в этой технике работ, отчетливо обнаруживается многообразие индивидуальных манер обращающихся к ней художников.

В традиции салонно-академического искусства исполнены необычайно популярные среди современников работы К. Е. Маковского. В «цветописи» И. И. Левитана объединялись живописные и рисуночные начала этой техники. В. А. Серов относился к пастели в первую очередь как к аристократическому инструменту рисования. Поиски нового стиля в рисунке приводят его пастель к «элегантному графизму».

В. Э. Борисов-Мусатов, сочетая пастель с акварелью, гуашью и даже маслом, достигал необычайной изощренности фактуры, создавал эффект подвижной, вибрирующей красочной среды. Сама техника пастели получала у художника символическое истолкование, помогая уловить образы давно минувшей эпохи.

Обращение М. А.Врубеля к пастели было кратким — в этой технике исполнены его последние, большей частью незавершенные произведения. Фигуры портретируемых как бы проступают из темного марева фона, изображение складывается из отдельных ярких штрихов и пятен.

Увлечение пастелью в кругу художников «Мира искусства» рассматривалось в русле возрождения забытых техник. Элементы стилизации и даже имитации манеры старых мастеров присущи работам А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, З. Е. Серебряковой. У М. В. Добужинского эфемерность, хрупкость техники пастели воплощала поэтическую метафору Петербурга XX века.

Использование декоративных возможностей пастели, маэстрия «рисования цветом» — намеренно открытый, откровенный штрих, причудливый узор линий, — отличали работы Н. Н. Сапунова, Н. К. Рериха.

Выставка демонстрирует богатейшие возможности техники пастели и пути ее развития в русском искусстве от момента появления в XVIII веке до эпохи расцвета в начале ХХ столетия.

Источник: пресс-релиз ГТГ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20131219_pastel.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20131219_pastel.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх