Выставка фотографии «Ман Рэй. Портреты»
В Отделе личных коллекций ГМИИ имени А. С. Пушкина представлена ретроспектива выдающегося художника и фотографа Ман Рэя (1890–1976). Экспозицию составили более 100 снимков из музеев и частных коллекций
Впервые в России в ГМИИ имени А. С. Пушкина представлена выставка-ретроспектива выдающегося художника и фотографа Ман Рэя (1890–1976), творчество которого оказало огромное влияние на авангардное искусство всего XX века: от дадаизма и сюрреализма до абстрактной и коммерческой фотографии.
Эммануэль Радницкий, известный как Ман Рэй, родился в Филадельфии (США) в 1890 году. Вскоре семья переехала в Нью-Йорк. В 1898 году под впечатлением от опубликованной в прессе фотографии взрыва на американском корабле «Мэн» (15 февраля 1898 года в порту Гаваны) Эммануэль создает свое первое произведение — цветной карандашный набросок. В 1915 году он знакомится с художником Марселем Дюшаном, одним из лидеров дадаизма, благодаря которому активно погружается в искусство авангарда: издает журнал New York Dada, создает «Анонимное общество» — американскую организацию авангардного искусства. В то же время он покупает первый фотоаппарат для того, чтобы снимать свои картины и картины друзей. В 1920-м году начинает работать как фотограф-портретист.
На выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина представлены работы Ман Рэя в соответствии с основными этапами творчества художника: «Нью-Йорк», «Париж», «Голливуд».
Первый раздел экспозиции посвящен США — родине Ман Рэя. Именно здесь он решил стать художником и всерьез увлекся дадаизмом, здесь он сделал свои первые снимки, в том числе ассамбляжный «Автопортрет» 1916 года и абсурдистские портреты Марселя Дюшана. Именно его живописные работы Рэй впервые снимал как фотограф.
Париж возникал в судьбе Ман Рэя дважды. Париж 1921–1939 годов: именно здесь в 1924 году родилась знаменитая фотография «Скрипка Энгра», в 1926 — «Черное и белое». В этот первый «французский период» он стал интересоваться сюрреализмом; произошло его знакомство с двумя женщинами, ставшими его моделями и возлюбленными, — Кики с Монпарнаса и Ли Миллер. Здесь он усовершенствовал эффект соляризации и изобрел рейографию. Во Франции он открыл свое фотоателье, начал работать с модой, сотрудничать с журналами и снимать портреты на заказ. В этом разделе выставки представлены парные и групповые портреты, сделанные в интерьере и в студии, на улице, в кафе, на пляже. Ведущие сюрреалисты на чередующемся черно-белом фоне рядом друг с другом демонстрируют безупречный стиль 1930-х годов. Сценографические приметы времени: архитектор Ле Корбюзье в своих фирменных круглых очках и галстуке-бабочке; безукоризненно модный, образцово-артистичный Сергей Эйзенштейн; художник Робер Делоне, выходя из своего дома, случайно позирует с трубой, а художник Андре Дерен сидит за рулем своего «Bugatti 43»; Анри Матисс — в консервативном твидовом костюме, с аккуратно подстриженной бородой и отчаянно проницательными глазами. Английский писатель-интеллектуал Олдос Хаксли держится в тени; Синклер Льюис, американский писатель и лауреат Нобелевский премии, погружен в себя, он прячет лицо в воротник; молодой Сальвадор Дали, мистически освещенный снизу.
Количество известных и знаменитых, чьи портреты созданы Ман Рэем, впечатляет: Джеймс Джойс, Тристан Тцара, Жан Кокто, Луи Арагон и Андре Бретон, Гертруда Стайн и Эльза Скиапарелли, герцогиня Виндзорская и Маргарет Оппенгейм, Игорь Стравинский и Эрик Сати, знаменитые французские певцы Жюльет Греко и Ив Монтан и др. Два портрета Пабло Пикассо, 1922 и 1933 годов, демонстрируют эволюцию фотографических взглядов Ман Рэя. Хотя уже в 1920-х годах Пикассо был одним из самых значительных французских авангардистов, Ман Рэй сфотографировал художника совершенно не как представителя артистических кругов. Одетый как скромный банковский клерк, спрятавший руки в карманы человек. В качестве фона фотограф выбирает стену, завешанную работами Пикассо. Десять лет спустя Ман Рэй сумел изобразить Пикассо, обращаясь к его творчеству. На снимке мятежный, ищущий, постоянно экспериментирующий художник. Крупный план, жесткий уверенный профиль.
Как и все сюрреалисты, Ман Рэй был одержим красотой женского тела. На выставке наряду с сюрреалистическими интерпретациями темы представлено множество примеров вполне традиционной трактовки обнаженного тела. Это портрет Кики, знаменитой модели с Монпарнаса, с которой художник познакомился в 1921 году, переехав в Париж. Она изображена в произведении «Le Violon d'Ingres» — «Скрипка Энгра», ставшем знаковым для Ман Рэя. Сидящая в тюрбане Кики снята сзади, на обнаженную спину нанесены извилистые лини в форме эфов, вырезов на скрипке. «Оммаж Энгру» — его образцовым ню и его любви к этому музыкальному инструменту. Ли Миллер, его талантливая ученица, американский фотограф и журналист, возлюбленная и ассистентка Ман Рэя с 1929 по 1932 год. Другая большая любовь — молодая танцовщица Эди Фиделин, и наконец, Джульет Браунер, ставшая женой художника, остававшаяся рядом с ним до самой смерти в 1976 году. На выставке также представлен портрет Вирджинии Вулф, чья фотография стала обложкой The Saturday Review в 1937 году. Рука писательницы приподнята, она то ли растеряна, то ли удивлена. Образ, который создал Рэй, очень точен: интеллект и детская доверчивость.
С Голливудом творчество Ман Рэя было связано с 1940 по 1950 год. После вторжения немецких войск во Францию Ман Рэй уезжает в США. Здесь он создает портреты выдающейся актрисы Авы Гарднер и других звезд Голливуда, среди которых Лесли Карон, Дженнифер Джонс, Маргарет Нейман и другие.
На выставке также представлена серия автопортретов Ман Рэя. Самый ранний относится к 1916 году, к 1930 году — соляризированный «Автопортрет с камерой», к 1950 и 1970 — портреты с женой Джульетт Браунер. Попытки самоидентификации, репрезентации себя: от молодого дадаиста до убеленного сединами маэстро рядом с его божественной музой. Художник нередко изображал себя за работой в лаборатории. Он всегда любил таинство манипуляций в темной комнате, чем-то походивших на священнодействие. Ман Рэй часто отрицал, что был художником, называя себя photometrographe: «Мои работы чисто фотометрические». Убедиться в том, что это не так, вы сможете, посетив выставку произведений великого мастера XX века.
В экспозиции представлено более 100 снимков из Национальной портретной галереи (Лондон), Национального центра искусств и культуры имени Жоржа Помпиду (Париж), Музея Израиля (Иерусалим), Музея Виктории и Альберта (Лондон), Man Ray Trust (Нью-Йорк) и частных коллекций.
Источник: arts-museum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20131119_man_ray.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20131119_man_ray.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.