Art Investment

Игорь Савченко: «О новом отношении к фотографии»

Сегодня в Центре фотографии имени братьев Люмьер открывается выставка Игоря Савченко — ключевой фигуры белорусского концептуального искусства и всего фотографического движения в Минске конца 1980-х — начала 1990-х

Сегодня в Центре фотографии имени братьев Люмьер открывается выставка Игоря Савченко «О новом отношении к фотографии».

«Мир не желает быть фотографируемым, и его разрушительное противостояние в этом нарастает», — этим категоричным, но в то же время романтическим заявлением открывается программный текст минского художника Игоря Савченко «О новом отношении к фотографии» (1997). Именно этот художественный манифест дал название первой персональной выставке Игоря Савченко в Москве, в Центре фотографии имени братьев Люмьер.

Фотограф Савченко — одна из ключевых фигур белорусского концептуального искусства и всего фотографического движения в Минске конца 1980-х — начала 1990-х. Независимый и самобытный, при этом органично вписывающийся в контекст мировой фотографии, Савченко хорошо известен за рубежом (подтверждение тому — более двадцати персональных выставок в Европе и Америке, премия Kodak-Pathe Foundation, 1990). Работы фотографа находятся в самых престижных музейных коллекциях, таких как The Hasselblad Collection (Гётеборг, Швеция), Fotomuseum Winterthur (Винтертур, Швейцария), Museum of Fine Arts (Хьюстон, США) и многих других. Объемное собрание работ Савченко также находится в Государственном Русском Музее в Санкт-Петербурге. Несмотря на это, в России творчество Игоря было почти неизвестно, особенно на московских площадках.

Выставка «О новом отношении к фотографии» показывает серии, созданные в период с 1989 по 2008 год, каждая из которых — ступень взаимоотношений автора с реальностью, памятью и историей, с понятием фотографического, разработки фотографии как метода и идеи. Это серии «Невидимое» (1992–1993), «Об изменившемся поведении солнечного света» (1996), «Комментированные ландшафты» (1994–1995), «Мистерии» (1989–1993), «Уникаты» (2008), «Фотографирование» (2008), а также самостоятельные тексты. Выставка дает возможность заинтересованному зрителю проследить историю концептуальных поисков Савченко: от чистого изображения 1980-х — через период сосуществования изображения и текста, в который смысловое главенство перешло от первого ко второму, — к чистому тексту и декларированному отказу от фотографии 1990-х. Однако в 2000-х Савченко вновь обращается к съемке, поиску альтернативных техник фиксации и экспонирования изображения.

В манифесте «О новом отношении к фотографии» Игорь Савченко пишет: «Причины назревающего кризиса ещё не выявлены, но они — в нас самих. Преследование “ускользающего” мгновения, концентрация на мгновении “решающем” не могли не вызвать ответной реакции». Фотограф, конечно, не объявляет конец фотографии. Это слишком просто. Он выступает критиком брессоновского «решающего момента». В работах Савченко момент оживает, расширяется — обретает понятие времени, становится трехмерным (запечатленное «событие» либо еще не произошло, либо связано с прошлым; мы знаем о нем или догадываемся, но не видим). На фото только пространство. Само событие существует во времени — в виде текста или исторического подтекста.

«Овладеть миром в формате изображения — это означает заново ощутить нереальность и отдаленность реального» (С. Сонтаг, «О фотографии»). В мире, где обыватель давно мыслит, а значит, существует фотографически, где наполненность жизни исчисляется количеством удачных, прагматично остановленных «моментов», искренний экзистенциализм Савченко становится новым романтизмом.

Выставка пройдет в рамках долгосрочного проекта центра фотографии «Антология русской фотографии ХХ века. Фото 80–90». На вернисаже состоится беседа с автором, запланированы тематические лекции на протяжении всего времени работы выставки.

Источник: пресс-релиз Центра фотографии имени братьев Люмьер


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130925_savchenko_lumiere.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130925_savchenko_lumiere.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе