«Игроки в карты» Поля Сезанна в Эрмитаже
Выставка из серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» представляет знаменитую картину Поля Сезанна «Игроки в карты» из собрания Галереи Курто, Лондон
В Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка из серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже», которая представляет картину Поля Сезанна «Игроки в карты» из собрания Галереи Курто, Лондон. Галерея Курто славится во всем мире одной из наиболее примечательных коллекций новой французской живописи.
Сезанн представлен у Курто десятью работами высочайшего достоинства, где наибольшее восхищение вызывают фигурные композиции «Игроки в карты» и «Курильщик», пейзажи «Гора Св. Виктории» и «Озеро Аннеси», а также «Натюрморт с гипсовой статуэткой» — жанр, в котором художник не знал себе равных.
Серия «Игроков» занимает важное место в зрелом творчестве Сезанна. Впервые он обратился к этой тематике в 1890-е годы. «Игроки в карты» были написаны по реальным впечатлениям от пребывания в Жа-де-Буфан, поместье, где проходила юность художника и куда он вернулся в поздние годы.
Крестьяне, жившие в окрестностях Экса и работавшие в поместье, послужили моделями и для серии произведений «Игроки в карты», и для группы одиночных этюдов, в основном курильщиков. В их число входит и поясное изображение садовника (Галерея Курто), сделавшегося позже игроком слева на лондонском холсте, и «Курильщик» из эрмитажного собрания, для которого позировал Полен Поле, ставший игроком справа.
Последовательность в исполнении вариаций «Игроков» точно не известна: документов, по которым ее можно было бы проследить, нет. Молодой провансальский поэт Ж. Гаске, к которому дружески относился Сезанн, уверял впоследствии, что тот начинал серию с полотен малого размера (к ним как раз и относится лондонская вариация «Игроков») и закончил крупными — они находятся в Музее Метрополитен в Нью-Йорке и Фонде Барнса в Филадельфии. Однако Гаске не мог знать, как продвигалась вся серия: Сезанн никому не показывал эти свои работы. В 1948 году Бернар Дориваль, выдающийся французский знаток живописи конца XIX века, предположил, что на самом деле весь творческий процесс проходил в обратном порядке. Тогда двумя последними композициями стали две картины примерно равных размеров хранящиеся в Лондоне и в Париже, в Музее Орсэ. Этого мнения придерживаются как устроители выставки «Сезанн. Игроки в карты», проходившей в 2010 году в Галерее Курто, так и хранитель отдела Западноевропейской живописи Государственного Эрмитажа А. Г. Костеневич.
Вариации «Игроков», хранящиеся в музеях Америки, с большим числом персонажей, отличаются точно проработанными реальными деталями костюмов персонажей и фона. В более поздних версиях из коллекций Дохи, Парижа, Лондона композиция составлена из двух фигур, детальность изображения уступает место экспрессии и живописности исполнения. Энергия живописи здесь, в сравнении с американскими версиями, возрастает. Это особенно характерно для той версии, что выставлена сегодня в Эрмитаже: расплывчатый, смазанный фон, выхваченный из кадра и показанный сам по себе, не воспринимается как стена кабачка, а кажется абстрактной живописью.
Тема карточной игры во французском изобразительном искусстве встречается не редко. К ней обращались Л. Мейссонье в живописи или О. Домье в графике, преимущественно находя в таких сюжетах повод для иронии. В подобном ключе действовали в начале 1890-х годов, то есть одновременно с Сезанном, и живописцы официальных салонов. Однако Сезанн в своей живописи никогда не склонялся к юмору. Его персонажами владеет затаенная страсть, которая выражается не в мимике или жестах, а в динамичности и красоте самой живописи.
К выставке Редакционно-издательским отделом Государственного Эрмитажа подготовлен каталог «Поль Сезанн. Игроки в карты. Из собрания галереи Курто». Автор — Альберт Григорьевич Костеневич, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства. Куратор выставки — Наталья Борисовна Дёмина, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства.
Источник: hermitagemuseum.org
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130916_sezanne_hermitage.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130916_sezanne_hermitage.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.