Art Investment

Александр Кедрин: «Формула мироздания»

Сегодня в «Галерее А3» открывается выставка художника Александра Кедрина. В экспозиции представлены около 50 живописных работ и уникальная авторская керамика художника

Сегодня в «Галерее А3» открывается выставка художника Александра Кедрина «Формула мироздания». В экспозиции представлены около 50 живописных работ и уникальная авторская керамика художника.

Творческие и жизненные устои Кедрина формировались в постоттепельные годы в кругу общения с московскими художниками и поэтами: среди друзей ташкентского художника были Эрнст Неизвестный, Белла Ахмадулина, Эрик Булатов, Андрей Вознесенский, Владимир Немухин, Евгений Евтушенко, Николай Вечтомов и многие другие лидеры культурного андерграунда 1970-х.

Своими «учителями» в живописи художник в первую очередь называет Василия Кандинского, Жоана Миро и Ива Танги.

Кедрин считает беспредметную живопись апогеем в эволюции изобразительного искусства, своего рода математикой, которая создает универсальные формулы, — и с их помощью можно объяснить окружающий нас мир, космос и вообще все на свете. В беспредметных композициях он видит возможность для высшего проявления свободы творчества — полной независимости от законов материального мира. Абстрактная форма для художника — абсолютное и концентрированное выражение самой сердцевины любой идеи. «Я не стремлюсь воспроизводить объекты, доступные чувственному восприятию. Возникающее на холсте — нереально пересказать словесно или в рациональных формах, как невозможно рассказать музыку или пересказать прозой звукосмысл и мелодию строф поэтических. Расценивая свои работы не как “вещи”, но как “вести”, я хорошо понимаю, насколько самоограничиваю я этим круг тех, кто воспримет мою живопись. Я не имитирую зримый мир. Мои холсты не иллюстрации, не ребусы, не аллегории, не назидания, — это мои размышления над мотивацией выбора»…

Александр Кедрин родился в 1940 году в Ташкенте. В 1995 году переехал в Нью-Йорк, где живет и поныне. Художник, выросший в артистической среде (отец Вениамин Николаевич — известный график, скрывшийся в Ташкенте от сталинских репрессий, организатор Союза художников Узбекистана; троюродный дядя — знаменитый поэт Дмитрий Кедрин), с юных лет интересовался беспредметным искусством, пытаясь соединить в творчестве восточный космос и российско-западный абстрактный экспрессионизм. Благодаря участию в московских выставках, он вошел в круг столичной творческой интеллигенции. Это произошло уже после того, как студента Кедрина исключали за несоответствие его творческого метода идеологическим нормам СССР из двух подряд высших художественных заведений Ташкента. Третий институт он всё же закончил с отличием и стал лучшим и наиболее востребованным керамистом Узбекистана. Вступил в Союзы художников и архитекторов, получил мастерскую.

Монументалистам дозволялись даже откровенно формалистические эксперименты — лишь бы было «красиво», то есть декоративно. Александр оказался в своей стихии. Его абстрактные, полные философских открытий объекты, замаскированные под «узбекские национальные орнаменты и мотивы», быстро завоевали признание. В общей сложности Кедрин оформил панно и мозаиками сотни объектов (дворцов культуры, спортивных комплексов, домов отдыха, ресторанов, административных зданий) по всему СССР.

На первый взгляд ситуация складывалась более чем благоприятно. Однако истинной страстью художника всегда оставалась философско-метафизическая беспредметная живопись, которой он никогда не изменял и втайне продолжал работать маслом. К сожалению, при советской власти показывать ее широкому зрителю было невозможно.

Началась перестройка, которая принесла долгожданную свободу, но обострила национальные проблемы. После распада СССР русских начали активно вытеснять из общественной жизни Узбекистана. Заказов становилось все меньше. По азиатским республикам прокатилась волна кровавых братоубийственных конфликтов. И в 1995 году Александр с семьей переезжает в США и поселяется в Нью-Йорке, где активно включается в художественную жизнь. Его работы приобретают многие музеи, галереи и коллекционеры. О нем пишут как СМИ, так и искусствоведческие издания. Кедрина приглашают представлять США на Флорентийской биеннале современного искусства. В 2012 году американское телевидение снимает фильм из серии «Русские знаменитости в Америке», в котором о творчестве мастера рассказывают мэтры современной культуры — в том числе его друг Эрнст Неизвестный.

Э. Неизвестный, в частности, говорил, что в его работах «есть то, что мне вообще нравится в искусстве: элемент сакральности… ощущение, связанное с таинственностью бытия, с понятием космос — это у него есть!» И про керамику Кедрина: «Его керамика не может быть названа прикладным искусством, украшательским и декоративным, — это полновесное искусство… Несмотря на изысканность, иногда изощренность формы, звучность и декоративность цвета, в этих работах всегда присутствует дыхание подлинного, большого, монументального искусства. И мне очень приятно не делать различия, как это часто бывает, между его картинками и керамикой».

Единственная московская персональная выставка Кедрина состоялась ровно 30 лет назад — в 1983-м. На выставке «Формула мироздания» в Галерее А3 демонстрируются работы Александра Кедрина 1960–2012 годов.

Источник: пресс-релиз «Галереи А3»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130523_Kedrin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130523_Kedrin.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».