Виктор Попков: «Живопись, графика»
На этой неделе в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки открылась персональная выставка работ художника-шестидесятника Виктора Попкова, одного из лидеров сурового стиля
На этой неделе в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки открылась персональная выставка работ Виктора Попкова «Живопись, графика».
Виктор Попков. О себе
В ноябре 1974 года художник Виктор Ефимович Попков был убит выстрелом инкассатора, когда подошел к машине «Волга» и попросил водителя подвезти его. Впоследствии инкассатор утверждал, что действовал по инструкции. Похоронили художника на Черкизовском кладбище.
Тогда эта страшная, нелепая, ничем не объяснимая история не получила должной общественной огласки. А советское правительство, стремясь замять скандал, поспешило присудить художнику, которого не очень-то жаловало, Государственную премию СССР (посмертно). Так в 42 года оборвалась жизнь одного из самых значительных русских художников второй половины XX века.
Виктор Ефимович Попков (09.03.1932 — 12.11.1974), лауреат Государственной премии СССР, родился в семье рабочего. Учился в Художественно-графическом педагогическом училище (1948–1952) и Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1952–1958) у Е. А. Кибрика. Жил в Москве.
Советский художник-шестидесятник. Один из лидеров сурового стиля. Живопись Попкова отличается драматизмом, психологизмом образов и ситуаций, стремлением к философскому раздумью о жизни, строгостью композиций и насыщенным колоритом. В период с 1956 по 1974 год Попков объездил Байкал, Сибирь, Подмосковье, Вологодчину, Север, где по впечатлениям создал серии работ маслом, гуашью, карандашом. На Западе его называли диссидентом. Его остросоциальные произведения часто вызывали раздражение у властей.
Из воспоминаний Виктора Попкова: «Я попытался написать работы, которые на первое смотрение некоторыми зрителями воспринимались как тяжелые, мрачные, пронизанные чувством тоски и угнетенности… И когда эти работы ругали и обвиняли в мрачности, мне было досадно не за свои работы, а за тех людей, баб-вдов, которых не хотели видеть, их горя…»
Но самое главное произведение Попкова — его судьба. Похожей нет ни у одного продвинутого концептуалиста, и, вполне вероятно, они многое бы за такую легенду отдали. Мальчик из рабочей семьи блестяще оканчивает Суриковский институт, за первую же большую картину «Строители Братской ГЭС» обласкан властями. В 27 лет, по тем меркам очень рано, вступает в СХ СССР, в 62-м едет в Финляндию на Фестиваль молодежи и студентов. В 67-м получает почетный диплом биеннале современного искусства в Париже. 30-летний Попков даже вошел в комитет по присуждению Государственных и Ленинских премий. Налицо был большой социальный успех.
А параллельно — алкоголь, попытка самоубийства (его буквально из петли вытащил тесть), предчувствие смерти. За пару недель до гибели Попков принес друзьям пластинки: «Поставьте музыку на моих похоронах». На похоронах рядом с гробом стояла неоконченная картина Виктора Попкова «Осенние дожди (Пушкин)». Теперь она находится в собрании Третьяковской галереи.
Отличительной чертой творчества Виктора Попкова является притчевый характер его произведений. Языком символов он пишет рассказ, повесть, роман пластикой линий, пятен, цвета, фактуры, достигая виртуозной техники исполнения. В его полотнах всегда есть тайна и загадочная притягательность. Сила его творчества еще и в том, что языком живописи он умел достичь оптимального результата в своих замыслах. Идея, колорит, композиция, виртуозный рисунок — все на высочайшем профессиональном уровне.
Виктор Попков был глубоко национальным художником. Его патриотические вещи касались всех сторон жизни в обществе и близких ему по духу людей. Он как режиссер вживался в материал и проникался сочувствием к персонажам своих полотен. Видимо поэтому, эмоциональная наполненность его холстов до сих пор находит отклик в сердцах многих зрителей.
Из воспоминаний о Викторе Попкове
«Попков — одна из ключевых фигур отечественного послевоенного искусства. За несколько лет он совершил скачок от социального в экзистенциальное» (Ян Брук, замдиректора ГТГ по научной работе).
«Когда рассматриваешь картины Виктора Попкова, невозможно отрешиться от воспоминаний о том выстреле и ранней, в 42 года, смерти. Попков оставил нам вечную загадку: почему?»
«Одни говорили: строй душил, надвигались застой и творческая несвобода. Но смерть — это такое большое событие, политическими причинами ее не измеришь и не объяснишь. Как бы то ни было, жизнь его явно тяготила, он искал случая от нее избавиться».
«Вот такая судьба. И живопись Попкова в преломлении этой судьбы воспринимается иначе — еще значительнее и куда трагичнее».
Дождь в душе художника
«Когда-нибудь, в Москве будет открыт музей Виктора Попкова, специально построенный, по особому проекту. В огромных светлых залах будут висеть его полотна — все: и те, которым присуждена Государственная премия, и те, которым еще предстоит быть оцененными критиками и потомками», — писала известный журналист и литератор Жанна Гречуха.
9 марта этого года исполнился бы 81 год со дня рождения художника Виктора Ефимовича Попкова. В Москве музея пока нет, а вот в Мытищинском художественном музее уже давно работает мемориал Виктора Попкова.
Имя художника является знаковым в изобразительном искусстве России. О нем до сих пор пишут, снимают кино, делаются его персональные выставки. В Государственной Третьяковской галерее и Русском музее более 150 работ мастера. Внимание к персоне живописца не случайно. Все, что касается русской национальной культуры, имеет огромный интерес. А Творчество Попкова глубоко национально. Для него родная земля не была пустым понятием. Художника-трибуна все касалось: и радость, и боль общества. Все его программные полотна об этом. «Шинель отца», «Вдовы», «Северная песня», «Строители Братской ГЭС», «Бригада отдыхает» и многие другие картины современны и сейчас и будут современны всегда. Поскольку темы, поднятые художником, настолько масштабны, что их нельзя отнести к какому-либо конкретному времени. Например, полотно «Лето. Июль», задуманное здесь, в Мытищах, где прошло его детство и юность. Родная земля послужила образом для многих картин Виктора: «Двое», «Мать и сын», «Больной ребенок», «Река Клязьма», «Студенты на практике», «Ожидание». Дома, в котором жили Попковы, на улице Силикатной, 30, теперь уже нет, но многочисленные рисунки, этюды, эскизы остались в истории города благодаря живописцу. Долгое время на том месте стояла береза, которую Виктор принес в шапке из леса и посадил. Но время и ее не пощадило.
Художник писал обычных людей в обычных жизненных обстоятельствах, а картины заставляли зрителя быть сопричастным к социальным проблемам общества, которые были видны в живописной пластике. Он всегда говорил: «Когда болит или радуется душа, тогда-то и получается настоящее произведение». Многие художники задаются вопросом: «А что сейчас писал бы Попков?» Творчество мастера было искренним и откликалось на впечатления, которые трогали сердце, мимо которых он не мог пройти, не оставив следа. Я думаю, в наше смутное время он обратился бы к истории России, к русскому национальному самобытному искусству, потому что сейчас это — болевая точка страны. В письме к художнице Наде Леже он писал: «Конечно, художник нашего времени призван писать о больших явлениях жизни. И о них, мне думается, нужно создавать или большие тематические полотна, или серии».
Однажды после работы над этюдом он решил искупаться в Клязьме недалеко от храма Покрова в Тарасовке. Когда вышел из воды увидел на своем пейзаже накарябанное матерное слово. Рядом стояли два подростка и смеялись. Художник в сердцах отвесил им подзатыльники, а они привели своих отцов, готовых наброситься на Виктора. Он пытался выяснить, как же они воспитывают своих детей, но это было бесполезно.
Искусствовед Г. Анисимов как-то показал мне альбом, подаренный ему Виктором. В альбоме были рисунки и наброски Р. Гамзатова, Е. Евтушенко, Д. Шостаковича, ансамбль песни Александрова в полном составе и другие, сделанные в период его работы в Комитете по присуждению Ленинских и Государственных премий, в состав которого он входил в начале 60-х годов. Самым ярким впечатлением о работе в Комитете был серьезный разговор с членом ЦК скульптором Е. Вучетичем после голосования по поводу присуждения премии А. Солженицыну. Е. Вучетич рекомендовал молодому художнику не зарываться и не проявлять своеволия в голосовании (Попков голосовал за присуждение). Виктор пытался спорить, но нарвался на такие серьезные угрозы, что на целую неделю уехал к матери в Мытищи — боялся, что убьют. Это было время оттепели, когда многие молодые творческие личности поверили в свободу творчества и надеялись, что так будет всегда. Ведь им, молодым актерам, писателям, художникам, доверили работу в Комитете по премиям. Обманувшись в ожиданиях, они не сложили оружия и продолжали бороться с коммунистической идеологией, довлеющей над творчеством. В. Попков, горячо выступая на заседаниях и съездах, иногда только потом осознавал опасность своих действий. В картине «Воскресенье» он аллегорически изобразил себя зажатым серостью и мечтающим о свободе. Партийные инструкторы, принимающие выставки, часто не вешали полотна В. Попкова по политическим соображениям, и он придумал знаковую систему образов, где через притчу смог говорить о том, о чем он не мог не писать. Он изобразил себя лежащим обнаженным на крыше над городом с бутылкой вина и смотрящим на свободно летающих голубей. Он мне объяснил смысл своего замысла так. Обнажен, потому что открыт для всех и искренен в своем творчестве. Он отождествляет себя с белой церковью, зажатой серыми крышами города и завидует свободе голубей.
Все, кому приходилось писать о Попкове, сходились на том, что во всем его творчестве поражают чистота и совестливость души, взволнованная личная интонация, прямая или косвенная автопортретность. Без этого нет художника Попкова.
Он своей натурой праведника никак не мог принять то, что человека можно оболгать, облить грязью публично, заклеймить позором тогда, когда для этого нет никакого повода. Ложь для его натуры была просто не приемлема.
Еще подростком в деревне он решил бодаться с местным бычком, а тот ему рогом саданул в переносицу. Еле жив остался. По сути, он всю жизнь бодался с властью. И она его не щадила. Он органически не принимал лжи и несправедливости. В своих картинах он мог донести до зрителя свои идеи и мысли. В любой картине он сам незримо присутствует как персонаж. Кажется, все происходящее происходило прямо перед ним, чему он был свидетель. Картина «Мой день» тому свидетельство. Он изобразил себя в зимнем пейзаже за этюдником. Слева старушка, справа молодая девушка. Он видел, как девушка выскочила из дома, поругавшись с матерью, и бросила на снег ключ. Сам художник сделал из этого события притчу о молодости и старости, об одиночестве, о времени. Он сам не знал, какую линию выбрать — у него их было несколько. Простая бытовая сцена обросла легендами и домыслами критиков. На вопрос критиков отвечал, что та ассоциация, которая у вас возникнет по поводу картины, та и будет правильной. Когда писал «Шинель отца» — плакал. Вспоминал отца, погибшего на фронте. Его учитель Е. Кибрик спросил как-то: «Виктор, у тебя в картине “Хороший человек была бабка Анисья” люди накрыты накидкой от дождя, а дождя нет. Почему?» — «Дождь в душе», — ответил Попков. Одна из самых знаковых картин живописца — «Осенние дожди. Пушкин». Было много вариантов эскизов после поездки в Михайловское: Пушкин целился из пистолета в свое изображение в зеркале, был изображен падающим, лежащим. Оптимальный вариант состоялся, когда Виктор почувствовал себя на месте Александра Сергеевича перед дуэлью. Пушкин бледный, опирающийся на колонну, стоящий спиной к зрителю, но лицом к вечности. Лестница вниз, летящие осенние листья, лужи дождя. Картина оказалась последней на мольберте живописца и, пожалуй, самой пронзительной в своей автобиографичности.
Из дневника художника 19 октября 1970
«Таруса. Солнечный день. Был на могиле Ватагина, Паустовского, Борисова-Мусатова. Святые могилы. Светла о них память. Какой же вывод сегодня я смог сделать? Они были жадными к жизни. Они хотели жить и отлично понимали — покой будет. Они не были ханжами к жизни. Они любили жизнь и жили ею полно и духовно и физически, в пределах отпущенных каждому природой.
И я теперь понимаю, для того, чтоб после твоей смерти о тебе вспоминали с благодарностью, нужно иметь мужество жить мучаясь, страдая от радости, любить радость, смех, здоровье, все красивое, сильное, живое и все, что движется, — тело, мысль, душу.
И еще: каждому возрасту свойственна своя красота и тела и духа. Но самое прекрасное тело в молодости, а дух в старости. И нужно любить тело, когда молод, и думать всегда о духе, а в старости только о духе. Поменьше нытья, Боже, дай здоровья и телу и духу. Научи радоваться, пока живем. Забыть мысли о насилии над жизнью».
Прошло почти 38 лет со дня гибели художника, но до сих пор к его памятнику в Тарасовке ложатся на снег алые гвоздики. О Викторе Попкове написано немало книг, статей, снято фильмов, сделано телепередач. Картины хранятся в крупных музеях, картинных галереях России и зарубежья. Коллекционеры считают за честь иметь работы Попкова. Это свидетельство той благодати, которую художник при жизни вложил в свои полотна. И значимость этой благодати с каждым годом все существенней, потому что любовь к творчеству художника множится в его произведениях.
Источник: academy.andriaka.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130517_popkov_andriyaka.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130517_popkov_andriyaka.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.