Елена Фигурина: коллекция живописи и скульптуры 1991–2001
В питерской Галерее DiDi сейчас проходит выставка работ представительницы ленинградского нонконформизма Елены Фигуриной
В питерской Галерее Коллекционного Искусства DiDi сейчас проходит выставка «Елена Фигурина: коллекция живописи и скульптуры 1991–2001».
Искусство Елены Фигуриной сохраняет глубокую связь с живописью несмотря на господствующие актуальные тенденции, порывающие с традиционными средствами изобразительного языка, и во многом благодаря этой связи в истории ленинградского нонконформизма XX века творчество Елены Фигуриной — страница своеобразная. Свобода, это главное понятие авангарда, выражается здесь в самом способе живописного высказывания, т.е. что доминирует над как. Это означает, что художницу не занимает формальный поиск. Форма рождается исходя из сущности, которую необходимо выразить мастеру. Потому она не обусловлена ни эстетическими мерками искусствоведа, ни восприятием зрителя, но только самобытностью авторской идеи.
«Я не для людей создаю — для себя, — говорит художница. — Это мой способ понять, что я здесь делаю вообще. Хотя бы разобраться, что есть что…»
На выставке в Галерее DiDi представлена коллекция живописи и скульптуры 1991–2001 годов. Экспонируемые произведения являются единым частным собранием, что во многом предопределило характер выставки. 1990-е годы едва ли возможно назвать этапными в творчестве Елены. Скорее, это переходный период, и в работах, представленных на выставке, увидеть эту переходность особенно интересно.
Среди произведений, относящихся к раннему периоду художницы, можно отметить две работы: «Сбор плодов» (1988) и «Люди» (1991). Как однажды заметил Михаил Герман, мотивы картин Елены варьируют несколько состояний, восходящих к неким архетипам. Так и на этих полотнах люди представлены обобщенно: в одном случае созерцающие персонажи, чьи фигуры, подобно пламени свечи, вытянуты вверх и даны яркими цветовыми всполохами, в другом — классическая для искусства тема сбора плодов раскрывает идею духовного насыщения человека.
Вершиной экспрессионистического периода художницы можно назвать картину «Люди» (1997). Характерная для этих лет вихревая композиция закручивает персонажей по спиралевидному движению, которое прорывает плоскость и придает глубину всей композиции.
В этот период яркие цветовые пятна объединяются хорошо продуманной композицией. Так, в картине «Танец в красном» центробежное движение начинается с холодно-голубого неба, которое переходит в зеленую, а затем тепло-желтую землю и, наконец, концентрируется в насыщенно-красном цвете платья танцующей девочки.
Поздний этап, относящийся к 2000-м годам, является выходом из тревожного и неспокойного состояния живописи 1990-х. Внешнее движение трансформируется во внутреннюю динамику, проявленную мягкой и излучающей свет живописной поверхностью. Метущиеся и вечно куда-то бегущие персонажи сменяются образом человека, погруженного в состояние созерцания.
Источник: пресс-релиз Галереи DiDi
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130412_figurina_spb.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130412_figurina_spb.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.