Борис Мессерер. Живопись, графика, инсталляции
Сегодня Третьяковская галерея открывает ретроспективную выставку Бориса Мессерера (1933). В экспозиции собрано около 100 графических и живописных работ 1960-х — 2000-х годов, а также инсталляции 2000-х — начала 2010-х
Сегодня в Государственной Третьяковской галерее открывается ретроспективная выставка Бориса Асафовича Мессерера (1933), представителя яркого поколения шестидесятников, которое «ворвалось» в литературу, театр, изобразительное искусство, чтобы избавить их от оков официальных канонов. Живописец, книжный график, мастер офорта, один из создателей легендарного журнала «Метрополь» (1979), Мессерер известен как блестящий театральный художник, оформивший десятки спектаклей в Большом театре, МХАТе, «Современнике».
Выставка в ГТГ, приуроченная к 80-летию мастера, демонстрирует прежде всего его станковое творчество, раскрывает Мессерера как разностороннего художника. В экспозиции собрано около 100 графических и живописных работ 1960-х — 2000-х годов, а также инсталляции 2000-х — начала 2010-х.
Б. А. Мессерер, представитель знаменитой театральной династии, вопреки семейной традиции мечтал стать художником, но не решился поступать в Суриковский институт и получил архитектурное образование. Ощущая себя в первую очередь художником, одновременно с занятиями в МАРХИ и после его окончания Мессерер посещал мастерскую выдающегося акварелиста А. В. Фонвизина (1882–1973). В 1950-х в институте царил культ акварели. Во времена идеологического давления на искусство студенты ценили в этой технике свободу выражения, бесконечные возможности живописной маэстрии. Художественный метод Фонвизина, его принципы «видения», работа с материалом определили пластический язык Мессерера в акварели, дали возможность впоследствии развивать установки учителя.
На выставке в технике акварели представлены виды Тарусы 2004–2009 годов и портреты, запечатлевшие утонченную красоту знаменитой поэтессы Беллы Ахмадулиной, жены художника. Отдельный камерный зал, отведенный для этих работ, — наиболее лиричная часть экспозиции. Здесь же в течение работы выставки в записи будут звучать стихи Ахмадулиной в авторском исполнении.
Многие годы в творчестве Мессерера уживаются, казалось бы, взаимоисключающие тенденции — живое, сродни импрессионистическому, видение натуры в акварельных пейзажах и портретах и жесткое рациональное начало в абстрактных живописных полотнах и офортах. Эти линии существуют параллельно. Свобода в выборе способа художественного высказывания стала особенностью художественного мышления Мессерера.
В экспозицию включены более двадцати крупноформатных цветных офортов. Предметный ряд, составляющий изображение, — бутылки, керосиновые лампы, пилы, столовые ножи — приоткрывает зрителю мир мастерской художника, наполненной старинными инструментами, парадоксальными механизмами — от утюгов, маслобоек до совершенной красоты граммофонов, часть из которых представлена в экспозиции. Уникальные по размеру и технологии изготовления эти офорты представляют исключительный интерес. Они выполнены с помощью созданного Мессерером печатного станка особой конструкции, который позволяет работать с листами трехметровой длины и применять авторскую печатную технологию. Этот станок дает возможность художнику достигать безукоризненного качества изображения и почти неограниченную возможность работы с цветом. Мессерер использует и специальную бумагу, способную выдержать десятки красочных прогонов. В беспредметных листах («Абстрактная композиция № 1–5», 1986; «Бумажный пейзаж», 1994, все — собственность автора) с помощью такой технологии достигается эффект изощренной цветовой вибрации.
В специальный раздел выделена серия «Белые ночи» (1972), состоящая из восьми монохромных рисунков углем, посвященных Санкт-Петербургу.
Живопись Мессерера представлена пейзажами шестидесятых годов («Рига». Из серии «Прибалтика». 1969; «Сванетия. Пейзаж с башней и полями». Из серии «Сванетия». 1966–1967; все — собственность автора) и абстрактными крупноформатными композициями 1970-х — начала 1990-х годов.
Центральное место в пространстве двух залов Инженерного корпуса отведено масштабным многопредметным инсталляциям «Реквием по Венедикту Ерофееву» (2000) и «Обыск» (2011).
Идея «Реквиема» рождалась в течение многих лет в поисках новой эстетики, которая бы позволила адекватно отразить образ уникального писателя. Инсталляция неоднократно демонстрировалась на выставках, но каждый раз приобретала дополнительные включения, оттенки смыслов. В Третьяковской галерее «Реквием» демонстрируется в новом прочтении: он отсылает к образу мавзолея.
Впервые перед зрителем предстанет «Обыск» (2011), произведение, посвященное репрессиям 1937 года. Во многом инспирированное драмой собственной семьи, оно обобщает трагедию страны, потерявшей в течение 1930–50-х годов лучших представителей интеллигенции. Эта тема раскрывается и в макете памятника жертвам политических репрессий в Кирове (2011), конкурс на создание которого выиграл Мессерер.
Б. А. Мессерер всю жизнь стремился быть разносторонним художником, не хотел замыкаться на театре. Так сложилось, что в советское время в работе театрального художника было меньше цензуры и больше возможностей для творческого эксперимента, поэтому Мессерер отчасти вынужденно избрал этот путь. При этом на выставке в Третьяковской галерее и в станковых работах (Цикл «Балерины». 1980, собственность автора), и в инсталляциях, и в решении экспозиционного пространства прослеживается театральное мышление Мессерера. Став универсальным художником, мастер продолжил театральную традицию своей семьи.
Источник: пресс-релиз ГТГ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130410_gtg_messerer.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130410_gtg_messerer.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.