Art Investment

Олег Кулик: Рамы

Сегодня в галерее «Риджина» открывается выставка Олега Кулика «Рамы»

Сегодня в московской галерее «Риджина» открывается выставка Олега Кулика «Рамы».

О скандальной славе Олега Кулика последние двадцать-тридцать лет не говорил только ленивый. Прозрачные объекты-невидимки, брутальный экспо-арт 1990-х в галерее «Риджина», звериный оскал, летящие скульптуры, социальный дизайн и амбиции тибетского гуру, постановка опер в «Шатле» и выставка «Верю!»… Казалось, так безоглядно не разбрасывался ни один современный художник. Однако все обстоит совсем не так.

Что бы ни делал Кулик, он никогда не отходил (и не отбегал) от единственной своей задачи — обнаружить границы современного искусства, как бы быстро понятие границ не мутировало.

Выясняется: чтобы поймать мимикрирующие друг в друга смыслы в бесконечном потоке событий — банальных, кощунственных или сакральных, необходимо не просто остановить мгновенье, но обрамить его. Рама — самый старый и надежный способ понять предъявленный зрителю образ. Однако образ в изобразительном искусстве все чаще оборачивается слишком хорошо знакомым, почти символом, но опустошенным от частого употребления. Что в таком случае происходит с рамой и нашим пониманием?

Выставка «Рамы» в галерее «Риджина» — попытка проследить серьезные мутации рамы на разных уровнях: «банальном» (ни один зритель и тусовка в целом не останутся в стороне от процедур обрамления), «кощунственном» (речь пойдет о громких политических скандалах последнего времени) и «сакральном» (эстетическое переживание во взаимодействии с религиозно-мистическим).

На счету классика российского современного искусства Олега Кулика числится уже не один культурный взрыв. С его именем связан радикальный московский перформанс, нашумевшие экспозиции 1990-х в галерее «Риджина», «пространственные литургии» в парижском театре «Шатле» (где сто лет назад Дягилев показывал свои русские сезоны), исследование пределов «сакрального» в Тибете и многое другое.

Новый цикл работ «Рамы» неожиданно возвращает зрителя современного искусства к ревизии основ классической эстетики. Художника занимает, что́ сегодня, после всех трансформаций ХХ века, может означать «художественный образ» или «единство формы и содержания», во что мутировали музейные «решетки модернизма» (начиная с Мондриана и до Фрэнка Стеллы), что сталось с когда-то знаменитыми постмодернистскими «пустотными знаками» и что дает распыление «формы» до «цифры»….

Новые работы Олега Кулика отсылают к истине, известной со времен иконописи до времен концептуализма — в сложных случаях именно рама подсказывает, как следует понимать увиденное. Случаи, представленные Куликом, выразительны, эффектно сделаны, но непросты, так что рамам приходится здесь выполнять непривычную работу. Рамы становятся то формой, а то и содержанием произведения.

В «Мадонне» многослойная «рама» из ярких, пляшущих фигурок девочек открывает жесткую, пустую решетку в центре.

В «Бомбисте» на причудливой объемной решетке вырастает странная пустотная скульптура. Материал, выбранный для «оформления» отсутствующего тела, — тысяча лампадок — резко контрастирует с сюжетом и принуждает зрителя не торопиться с пониманием.

«Две тибетские рамы» Кулика превращают посещение любого пространства, где они находятся, в неизбежный перформанс. Каждый вправе выбрать путь — в неожиданном обрамлении показать себя или увидеть других — но никто не может избежать участия в предложенной инициации искусством.

Тема незримого сакрального света находит полемически заостренное, «дизайнерское» решение в объекте «Купол», в точности повторяющем очертания купола одной из ранних катамкомбных церквей в Каппадокии.

И наконец, самое минималистское решение Кулика — перевод белой рамы пресловутого «Черного квадрата» в «цифру» с последующей трансляцией ее на стене галереи. Поблекший от употребления силуэт, символ конца искусства начинает таинственно светиться, открывая портал в иное пространство, которое, ничуть не отличаясь от окружающей среды и не будучи нисколько чернее ее, обещает что-то другое впереди.

Источник: пресс-релиз галереи «Риджина»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130408_oleg_kulik.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130408_oleg_kulik.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».