Art Investment

Лиля Брик. Несостоявшееся путешествие

Сегодня в МАММ в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» открывается выставка серии фотографий Лили Брик за рулем собственного автомобиля «Рено», подаренного Маяковским в 1929 году. Фотограф — Александр Родченко

Сегодня в Мультимедиа Арт Музее в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» открывается выставка «Лиля Брик. Несостоявшееся путешествие».

Московская «левая» творческая элита стремилась идти в ногу со временем. На мотоцикле, а затем и на автомобиле ездил кинорежиссер Лев Кулешов. Его спортивный «Форд» был привезен в Москву при активном участии Маяковского. На мотоцикле с коляской ездил конструктивист и кинорежиссер Алексей Ган. Варвара Степанова в конце 1920-х годов сожалела, что они с Александром Родченко так и не купили себе хотя бы «мотоциклетку», когда это было вполне доступно. Лиля Брик, только что закончившая съемки фильма «Стеклянный глаз», страстно захотела иметь собственный автомобиль. Автомобиль «Рено», главный герой серии фотографий Родченко 1929 года, был привезен Маяковским из поездки во Францию. Так Лиля Брик стала одной из первых автолюбительниц в Москве.

Твердое намерение Владимира Маяковского купить автомобиль сложилось летом 1928 года. Маяковский тогда собирался в кругосветное путешествие — Америку, Японию. Но, несмотря на поддержку газет и анонсы, путешествие не состоялось.

Покупать машину Маяковский собирался на гонорар за пьесу «Клоп», которую он дописывал в это время в Париже и собирался заключать договор с издательством «Малик» в Берлине, и за сценарий фильма «Идеал и одеяло» для режиссера Рене Клера.

Когда 8 октября он выехал в Берлин (и далее в Париж), то среди прочих пожеланий Лили Брик записал следующую инструкцию по поводу машины:

«Лучше закрытая — conduit interiere — со всеми запасными частями, с двумя запасными колесами, сзади чемодан». В числе аксессуаров упоминались автомобильные перчатки и «автомобильная одежда». Далее шел список непосредственно автомобильных принадлежностей: добавочный прожектор сбоку, дворники, стрелки, показывающие, куда поворачивает машина, теплая попона, чтобы не замерзала вода. Лучше всего Лиле подходил «Бьюик» или «Рено». Но главное — чтобы не было похоже на такси. Потому что в Москве уже с 1925 года появились такси «Рено».

В итоге автомобиль «Renault NN2» был куплен за 20 тысяч франков. Маяковский сам все упаковывал и отправлял. Машина прибыла Москву в январе 1929 года. Это был четырехместный седан, снизу светло-серый, верхняя часть и крылья — черные.

Маяковский ездил на этой машине с водителем А. К. Афанасьевым или в прошлом таксистом В. И. Гамазиным. Но каждый раз спрашивал у Лили, не нужна ли ей машина. Скорее всего, именно Афанасьев и отправился вместе с Лилей и Родченко в автопробег в сторону Ленинграда.

В июне 1929 года Лиля Брик получила водительские права.

«Лиля Юрьевна увлеклась «Реношкой» со всем категоризмом, свойственным ее натуре. Она сшила специальное платье и костюм для езды, выписала из Парижа шапочку и перчатки».

Из воспоминаний Лили Брик: «Родченко несколько раз просил меня сняться с новой машиной, но все как-то не получалось. А тут Володя уговорил меня сделать несколько фотографий с “Реношкой”, я позвонила Александру Михайловичу и сказала, что собираюсь на машине в Ленинград. В Ленинград он со мной не мог поехать, но обрадовался возможности сделать снимки. Мы фотографировались в Москве, я была в одном платье, потом переоделась, заехали на заправку бензина к Земляному валу, он снимал с заднего сидения, как-то еще... Мы условились, что отъедем верст двадцать, он поснимает, а потом вернется домой, я же поеду дальше. Но дальше я не поехала, выяснилось, что дорога ужасна, и машина начала чихать, и вообще одной ехать так далеко скучно и опасно. На одной из фотографий я сижу в раздумье на подножке — ехать ли? И решила вернуться.

Володе понравились эти отпечатки, и он жалел, что поездка не состоялась, тогда фотографий было бы больше. Потом мы между собой называли эту серию “Несостоявшееся путешествие”».

Хотя Лиля Брик и говорит о 20 верстах, но, судя по некоторым фотографиям, путешественники доехали до Твери, а это уже больше 150 верст.

Среди отпечатков, подаренных Лиле Брик, не было драматических моментов ремонта баллонов. И особенно момента, когда Родченко тоже активно участвует в накачивании шин. Видно, что он одет вполне по-автомобильному: брюки с крагами, рубашка с вязаным галстуком. Рядом на траве — кофр от фотоаппарата «Лейка».

Зато на снимках, которые видел Маяковский, была масса других ярких мгновений автомобилизации: заправка, заливка воды в радиатор, руки Лили в перчатках на руле, состязание с лошадью на пустынном, присыпанном гравием Ленинградском шоссе. Выстроенные в цепочку, эти кадры служат своеобразным фотографическим дневником путешествия, в котором моменты движения чередуются с моментами пауз, вынужденного ожидания, пикника на обочине. Родченко заснял быт автолюбителя 1929 года...

Источник: пресс-релиз МАММ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130408_lilya_brick.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130408_lilya_brick.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».