Art Investment

Ретроспектива Тимура Новикова в ММСИ

Сегодня в Московском музее современного искусства открывается масштабная выставка самого известного петербургского художника последней трети ХХ — начала XXI века, лидера группы «Новые художники» Тимура Новикова (1958–2002)

Сегодня в Московском музее современного искусства открывается масштабная выставка самого известного петербургского художника последней трети ХХ — начала XXI века, лидера группы «Новые художники» Тимура Новикова (1958–2002). В экспозицию вошли живопись, графика, коллаж, панно, видео, инсталляция, исторические документы из архива Т. Новикова, Музея новой Академии Изящных Искусств, собраний Третьяковской галереи, Русского музея, Музея Art4.ru, частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга.

Выставка организована к 55-летию художника и наиболее полно представляет его творчество и историю его жизни. Это история непрестанного исследовательского поиска, страсти к искусству, резких поворотов судьбы и верности очень рано сделанному эстетическому выбору. Это история короткой и драматической жизни гениального художника, который ослеп в 39 лет и, невзирая на поразившую его болезнь, продолжал быть лидером новейшего искусства. И вместе с тем это история удивительного успеха. Новикову едва исполнилось двадцать пять, когда он стал вождем молодой неофициальной группировки «Новые художники» и сформулировал принципы своего творчества — идею независимости и добра. К тридцати он уже придумал и воплотил в серии «Горизонты» свой «прибавочный элемент» — теорию перекомпозиции и знаковой перспективы. Знаковая перспектива стала языком нового искусства, близкого и современной компьютерной эстетике, и древней иероглифике, искусству архаики, разнообразным социо-эстетическим феноменам (татуировкам, детскому творчеству и т. п.).

Перекомпозиция — создание нового искусства из старого — преобразила жизнь, открыв «Новым художникам» метод работы с источниками современных образов и материалов. Совершенствуя идею перекомпозиции, в 1990-м Новиков приходит к необходимости пропаганды образов классической культуры, так как главная цель искусства — идеальное преображение мира. Оба созданные Новиковым движения становятся массовыми и популярными. В архиве Новикова хранятся письма к нему Марии Спендиаровой, хранительницы традиций русского авангарда; Энди Уорхола, не нуждающегося в представлении; Юргена Хартена, знаменитого куратора; Брайна Ино, гуру техно-музыки.

За неполные 44 года своей жизни Новиков один сделал не меньше, чем целый институт: он создал первые российские художественные сквоты им. Кирилла и Мефодия и галерею «Асса»; передал первоклассные коллекции живописи и фотографии Русскому музею и Эрмитажу; устроил несколько сотен выставок нескольким десяткам российских и зарубежных художников, среди которых были Олег Котельников, Александр Самохвалов, Пьер и Жиль, Карл Лагерфельд, Денис Егельский, Георгий Гурьянов, Владислав Мамышев-Монро, Вильгельм фон Глёден, Сергей Шутов; издал около сотни книг, статей и прокламаций; развивал вместе с «Новыми композиторами» музыку техно а вместе с Константином Гончаровым авангардную моду, запустил первый проект отечественного видеоарта «Пиратское телевидение» с Юрисом Лесником. Благодаря Тимуру Новикову никто не сомневался в том, что искусство — это адреналин на всю жизнь. Его творчество и поведение вызывали и вызывают сильнейшие эмоции. Интерес к искусству Новикова за последние 10 лет, прошедшие после его смерти, неуклонно возрастает.

Произведения для выставки в ММОМА предоставили основные российские музеи и 15 частных коллекций России и Европы. В экспозицию включено более 125 работ. Большая часть из них — около 100 — впервые выставляется в Москве, и значительная часть впервые будет показана в России. Разделы экспозиции посвящены основным этапам творчества Новикова: экспрессивной живописи и графике 1978–1980-х; серии панно «Горизонты» 1987–1991; неоакадемизму 1990-х; новой серьезности рубежа 1990–2000-х годов.

Куратор выставки — Екатерина Андреева, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея, автор биографии Т. Новикова «Тимур. Врать только правду!», куратор проекта «Удар кисти» (ГРМ, 2010), признанного лучшей выставкой Русского музея 2010 года.

Источник: mmoma.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130318_novikov_mmsi.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130318_novikov_mmsi.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».