«Новая мифология» Ольги Тобрелутс в ММСИ
Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективу Ольги Тобрелутс — пионера медиа-арта и автора крупномасштабных видео инсталляций
В Московском музее современного искусства открыта ретроспективная выставка Ольги Тобрелутс, мастера медиа-арта и автора крупномасштабных видеоинсталляций. Обратившись одной из первых к современным компьютерным технологиям, Ольга Тобрелутс уже в ранних произведениях пришла к собственному уникальному и очень узнаваемому стилю.
Отправной точкой в творчестве художницы стало участие в выставке «новых художников» на ленинградском Дворцовом мосту в 1989 году, где Ольга Тобрелутс демонстрировала свои абстрактные живописные работы.
Вскоре после выставки Ольга переехала в Москву и поселилась на Петровском бульваре, в сквоте у Петлюры; где продолжила работать над абстрактной живописью и граффити.
В 90-е годы она часто ездила в институт АРТ+СОМ в Берлине, где знакомилась с компьютерными технологиями под руководством профессора Ульраха Вальберга. Художница кардинально изменила свой стиль, перестала заниматься живописью и с головой шла в компьютерную графику, совмещенную с фотографией и 3D-моделями. Стремление создать в трехмерном моделировании на компьютере фигуру человека, близкую по реалистичности к академическому рисунку, сблизило ее с идеями неоакадемистов, и в 1994 году она вошла в состав Новой Академии Изящных Искусств — движения, образовавшегося в декабре 1989 года и ставшего одним из наиболее значимых явлений в современном русском искусстве. Получив должность профессора кафедры новых технологий, Ольга стала «двигателем» направления — Брюс Стерлинг назвал её «Троянской Еленой с видеокамерой и компьютером». Ряд важнейших работ, отражающих смысл всего движения, были создан именно Ольгой Тобрелутс.
Она строит абсолютно новую реальность, которая превосходит исторический контекст и становится намного ближе «нашему» времени. Ее орнаментальные мифы, связанные или не связанные с классической мифологией, всегда говорят о современности. По сути, сюжеты Тобрелутс становятся эффективной художественной уловкой, делающей произведение искусства доступным современному зрителю. Эстетический выбор формы варьируется, он идет от реактуализации мифологических фигур, дорогих для истории западной культуры. Каждый из нас может видеть в ее мифологических конструкциях нечто из своего повседневного окружения.
В начале 1990-х в серии «Модели» художница «оживила» античные статуи, дав им фотографически достоверные и безупречные тела и нарядив в одежду модных брендов. Эта серия получила первый приз «Griffelkunst» за лучшую европейскую компьютерную графику (вместе с художницей Орлан). В 1999 году на выставке «Небеса» в ТАТЕ она показала новую серию «Священные Фигуры», в которой старинные портреты получили новые лица.
Работы Ольги Тобрелутс получают международную известность, попадают на обложки ART, ATTITUDE, Dusseldorf Hefte, The Observer Magazine и многих других, получают международные призы. В 2000 году Ольга начала работать над грандиозным проектом — серией из 54 работ «Кесарь и Галилеянин» по одноименной драме Генриха Ибсена; серия выставлялась в Henie Onstad Museum в Осло, а затем в Русском музее в Санкт-Петербурге.
С 2003 года Ольга почти полностью перестала работать с компьютером и возвратилась к живописи. Используя старинные живописные техники, она сумела нащупать свою живописную манеру и идти по пути ее развития, параллельно экспериментируя с химическими составами красок для расширения живописных возможностей светопередачи.
Ретроспектива в ММСИ собрала не только известные серии и отдельные произведения художницы из ряда музейных и частных коллекций, но и впервые показывает ее экспериментальные работы.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20130129_tobreluts.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20130129_tobreluts.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.