Art Investment

«Те же в Манеже»: к 50-летию разгрома Манежной выставки

1 декабря 1962 года Москва увидела работы Элия Белютина, Роберта Фалька, Николая Андронова, Павла Никонова, Эрнста Неизвестного, Юрия Соболева, Юло Соостера и других. Увидели их и члены Политбюро в главе с Хрущевым

1 декабря 2012 года исполняется 50 лет Манежной выставке. Спустя годы это название стало общим для двух поначалу совсем разных, во многом противоположных явлений — выставки «30 лет МОСХа» и приютившейся на манежных антресолях выставки студии повышения квалификации при Московском горкоме художников-графиков, которой руководил Элий Белютин.

Юбилейная московская экспозиция к 1 декабря проработала уже несколько недель, а вот белютинцев сюда перевезли буквально за ночь. Именно эта выставка стала событием — возможно, одним из главных — в истории отношений власти и творческой интеллигенции в СССР в ХХ веке. Славу ей обеспечил визит Никиты Сергеевича Хрущёва, который пришелся как раз на 1 декабря — вернее, его знаменитый разнос и «педерасты», — так он назвал художников белютинской студии. Досталось от Хрущёва и работам с основной экспозиции — картинам Роберта Фалька, Николая Андронова, Павла Никонова, но главные события развернулись на втором этаже Манежа.

Элий Белютин (1925–2012) открыл свою студию в 1948 году, в 1950-х на ее основе сформировалась другая, названная «Новой реальностью». 26 ноября 1962 года экспозиция студии открылась на Таганке, в Доме учителя на Большой Коммунистической, 9 (ныне — ул. Александра Солженицына). Наутро иностранные корреспонденты сделали о ней репортажи, весть о том, что в СССР показывают абстрактное искусство, облетела мировые телеканалы. История появления этих работ в Манеже напоминает детектив. По одной из версий, идея показать работы студийцев в Манеже возникла после того, как на Кубе вопрос о выставке абстракционистов в Москве был задан Анастасу Микояну. Работы, уже разобранные художниками по домам, ночью привезли в Манеж. Некоторые экспериментальные вещи сам Белютин заменил более «спокойными» того же времени — в частности, пейзажами и видами городов, сделанными во время летней пароходной поездки студийцев.

Абстрактного искусства — в классическом его понимании — не было. Другое дело, что, как написал когда-то Борис Слуцкий, «человечество делится на две команды, на команду “смирно” и команду “вольно”». Работы белютинcкой студии, а также приглашенных к участию в этой экспозиции «не-белютинцев» Эрнста Неизвестного, Юрия Соболева, Юло Соостера и других — были сделаны не по команде «смирно».

1 декабря 1962 года стало днем открытия и закрытия их выставки. Разнос в Манеже положил начало целой серии встреч с творческой интеллигенцией, борьба с абстракционизмом стала новым витком прежней борьбы с формализмом, «оттепель» стремительно пошла на убыль. Следующая знаменитая выставка неофициальных художников в СССР вошла в историю под названием «Бульдозерной».

Прошло полвека. Повод вспомнить ту легендарную выставку и ее участников — Бориса Жутовского, Эрнста Неизвестного, старосту белютинской студии Веру Преображенскую, Леонида Рабичева, Майю Филиппову, Инну Шмелёву. Спустя всего 50 лет многие детали забылись, а многие вещи разошлись, преимущественно по частным коллекциям или за пределы страны. Глядя сегодня на работы, показанные полвека назад в Манеже, даже трудно понять, что именно вызвало гнев Хрущёва и его свиты. Может быть, еще через полвека также трудно будет понять остроту сегодняшних споров?

Экспозиционное пространство выставки « Те же в Манеже» представляет собой павильон, разделенный, как и полвека назад, на три небольших комнаты. В одной — витрины с документами, фотографиями, дневниками, дающими представление о контексте Манежной выставки, а также о профессиональной биографии ее участников после Манежа. Эти художники формировали и определяли культурную среду. Леонид Рабичев — автор эмблемы Аэрофлота и «Советских железных дорог», Музеев Кремля и «Бадаевского пивзавода». Вера Преображенская — художник шеститомной энциклопедии «Жизнь животных» и почти всех учебников по естественным наукам советских лет. Майя Филиппова работала в кино — в частности, отвечала за костюмы к фильму «Майор Вихрь».

В следующей комнате — картины с Манежной выставки. На своей картине «Карьер» Леонид Мечников обвел карандашом место, куда плюнул Хрущёв. Работы, следы которых потеряны, воспроизведены на слайдах. Слайды, таким образом, становятся ступенью исторической дистанции по отношению к событиям 1962 года. Как и в 1962-м, работы сопровождают реплики Хрущева — но теперь их провоцируют не только «абстрактные» картины, но и зрители, становящиеся участниками аудиоинсталляции.

Наконец, на фасадной стене, уже на выходе из павильона, остались тени художников с показа 1962 года, и, выходя из павильона, зритель оставляет там, в истории, и свою тень тоже.

5 декабря состоится круглый стол на тему: «Искусство и власть. К 50-летию разгрома Манежной выставки». Начало в 16.00.

Источник: пресс-релиз ММСИ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121130_te_zhe_v_manezhe.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121130_te_zhe_v_manezhe.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе