Art Investment

«Им никто не поможет. Трагические сюжеты в графике Франсиско Гойи»

Выставка работ величайшего испанского художника XVIII — XIX веков проходит в здании Главного штаба. Представлено 40 графических листов из собрания Государственного Эрмитажа

В Главном штабе открыта выставка работ величайшего испанского художника XVIII — XIX веков Франсиско Гойи (исп. Francisco Jose de Goya y Lucientes). В экспозиции представлено 40 графических листов из собрания Государственного Эрмитажа — офорты из четырех разных серий и несколько рисунков, выполненных литографским карандашом.

Большое количество работ относится к первой графической серии Гойи «Капричос» (исп. Los Caprichos — причуды). Это цикл гравюр на политические, социальные и религиозные темы, в которых нашли свое отражение многие злободневные проблемы Испании того времени: нищета, власть инквизиции, темнота и суеверие народа, человеческие пороки. Все листы серии содержат подписи и комментарии, которые в основном имеют истоки в фольклоре, народных испанских поговорках, пословицах, песнях. В гравюрах этой серии трагедия переплетается с фарсом, красота с уродством, реальный мир с вымышленным, населенным фантастическими образами дьяволов, ведьм, колдунов, козлов, летучих мышей, огромных кошек, ослов в камзолах. На экспозиции показан один из самых известных офортов серии «Капричос» — «Сон разума рождает чудовищ».

Причудливых чудовищ «Капричос» сменяют образы серии «Бедствия войны» (исп. Los Desastres de la Guerra). Если в «Капричос» Гойя пользовался гротеском и аллегорией, то в «Бедствиях войны» преобладает реальный мир, полный страданий и горя. Эта серия была посвящена не противостоянию воюющих армий, а борьбе испанского народа с французским нашествием. Гойя показывает жестокие пытки, карательные экспедиции, расстрелы и казни, тела погибших (как на листе 26 под названием «Не могу видеть это»).

В работах Гойи отклик находили важнейшие события испанской истории рубежа XVIII — XIX веков. Мрачные сцены страданий, лишений и ужаса были знакомы автору, который пережил время кратких прогрессивных реформ при Карле III, героическую борьбу народа Испании с наполеоновским нашествием, а также две испанские революции начала XIX столетия.

Событиям, последовавшим за поражением революции, Гойя посвятил свою последнюю, самую зашифрованную графическую серию «Глупости» («Пословицы», исп. Disparates). Эти композиции, включенные в выставку, полны гротеска и аллегорий, крупные фигуры практически заполняют все пространство листа, их пропорции искажены, а уродство преувеличено.

В графике Гойи тема борьбы была связана не только с политическими и социальными потрясениями. Художник неоднократно обращался в своих работах к национальному испанскому зрелищу — бою быков. Серия получила название «Тавромахия» (исп. La Tauromaquia — коррида). Гойя стремился показать то, что видел собственными глазами, рассказать о подвигах современных ему тореро, со многими из которых он был хорошо знаком. Коррида была для мастера одним из наиболее ярких образов Испании, сочетающих блеск и трагедию, искусство и безумие, красоту и кровь.

Наряду с офортами, экспонируются несколько рисунков Гойи. Несмотря на то, что они не принадлежат к определенной серии, их объединяет общая тема — человеческое страдание.

Трагические мотивы, которые особенно преобладали в произведениях Франсиско Гойи в последний период его жизни, отражали всю сущность происходящего с его родиной. Часто прибегая к преувеличению, гротеску и аллегории, художник выработал собственный выразительный и эмоциональный язык, который столь точно помог ему передать все события, свидетелем которых он стал.

Выставка «Им никто не поможет» проходит параллельно с выставкой Джейка и Диноса Чепменов, которые в своем творчестве обращались к произведениям Франсиско Гойи. У посетителей есть возможность сравнить произведения выдающегося испанского мастера с работами современных авторов.

Куратор выставки — Михаил Олегович Дединкин, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Источник: hermitagemuseum.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121113_hermitage_goya.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121113_hermitage_goya.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».