Йозеф Бойс: Призыв к альтернативе
Сегодня в ММСИ открывается выставка Йозефа Бойса. Впервые в России творчество крупнейшего немецкого художника ХХ века представлено в столь полном объеме
ЙОЗЕФ БОЙС
«Солнечное затмение и корона». 1978
Монтаж; 2 листа (сверху: фотография гравюры с Ницше, автор Ханс Ольде; внизу: фотография помещения после «Хрустальной ночи»), масло
папка Клеве, 1950-1961,1981
Собрание Р. Шлегеля.
©VG Bild-Kunst, РАО, 2012
Источник:
ЙОЗЕФ БОЙС
1969, Акция «Ифигения/Титус Андроникус».
Фото: Архив изображений Фонда Прусского культурного наследия / Абизаг Тюльман
© 2012 VG-Bild-Kunst Bonn / Estate Joseph Beuys.
©VG Bild-Kunst, РАО, 2012
Источник:
Сегодня в Московском музее современного искусства открывается выставка «Йозеф Бойс: Призыв к альтернативе». Этот выставочный проект — одно из центральных событий Культурного года Германии в России 2012/13. Впервые в России творчество крупнейшего немецкого художника ХХ века Йозефа Бойса (1921-1986) представлено в столь полном объеме. Куратор выставки — Ойген Блуме, крупнейший специалист по творчеству Йозефа Бойса, директор Музея современности Хамбургер Банхоф — Национальная галерея, Берлин, где находится значительное собрание работ художника. Выставка организована музеем совместно с Гете–Институтом в Москве в сотрудничестве с Национальной галереей и объединением Государственные музеи Берлина. В экспозиции представлены работы из коллекции Доктора Эриха Маркса, составляющей часть экспозиции Бойса музея Хамбургер Банхоф, экспонаты из коллекции Райнхарда Шлегеля (Берлин), собрания Института связей с зарубежными странами, Штутгарт (ifa) и Фонда Музея Шлосс Мойланд (коллекция ван дер Гринтен, Архив Йозефа Бойса) земли Северный Рейн-Вестфалия, Медиаархив Йозефа Бойса в Музее Хамбургер Банхоф.
По мнению куратора, все творчество Йозефа Бойса можно воспринимать как неизменный и всеохватывающий призыв к альтернативе. Цель выставки — по возможности наиболее полно передать универсальное миропонимание Бойса на материале важнейших произведений художника. Название «Призыв к альтернативе» — отсылка к одноименному манифесту Бойса, обобщению его общественно-политических воззрений, опубликованном в 1978 году в газете «Франкфурктер Рундшау».
Впервые об альтернативе Бойс заговорил в 1950-е годы, когда возник замысел проекта «Человек Запада» — экспериментальной разработки модели реальности средствами искусства. В «Человеке Запада» Бойс сделал конкретные выводы относительно зародившихся в Германии в период Второй мировой войны (в которой сам Бойс участвовал как солдат) разрушительных тенденций общественного развития.
Условием появления подлинной альтернативы существующей действительности для Йозефа Бойса было расширение традиционной концепции искусства: творческий процесс должен был охватить все сферы человеческой деятельности, стирая границу между искусством и жизнью. Бойс говорил о своем творчестве как об «антропологическом искусстве» и утверждал, что «каждый человек — художник». Наделенные внутренним творческим потенциалом, люди могут строить новые социальные системы и преобразовать мир посредством художественной практики, то есть становиться творцами «социальной скульптуры». Конкретные формы нового общества были бы определены на постоянно действующем собрании с участием всех его членов. В этом смысле Бойс придерживался принципа «прямой демократии через народное голосование». Расширенная концепция искусства Бойса оказала сильное влияние на его политическую активность. В 1979 году он стал одним из основателей западногерманской Партии зелёных — первой экологической партии Европы. От этой партии Бойс баллотировался в немецкий Бундестаг.
На первой масштабной выставке Йозефа Бойса в Москве будут показаны инсталляции, в том числе эмблематичные для творчества Бойса работы «Конец ХХ века» и «Трамвайная остановка», тиражные объекты, графика, видео-документация перформансов. Автобиографическая работа Бойса «Трамвайная остановка» (1989), отражающая его видение будущего, впервые представленная на Венецианской биеннале в 1976 году, во многом является ключевой для всей истории современного искусства. Монументальная инсталляция «Конец ХХ века» из огромных вытянутых кусков базальта, разбросанных в случайном порядке, — одновременно и воспоминание о Второй Мировой войне и отсылка к масштабному скульптурно-экологическому проекту «7000 дубов», стартовавшему в рамках Документы-7 (1982) — пример «социальной скульптуры» в действии: переместить тяжелые базальтовые камни можно было только посадив дерево. В результате этой акции в Касселе было посажено 7000 деревьев. Ранняя, отсылающая к христианству, «Двойная основа» — скульптурное воплощение социальной утопии Бойса, в которой он подвергал сомнению и основанный на частной собственности капитализм Запада, и государственный капитализм Востока, так как обе эти формы общественного устройства он считал негуманными.
Еще одна важная форма художественного мышления Бойса — тиражные объекты. Йозеф Бойс тиражировал произведения для распространения своих идей далеко за пределы музеев и галерей, чтобы добиться влияния на широкую аудиторию. Он создавал их на протяжении всей жизни. Представленные в самых разных форматах — от листовки до объекта — они выстраиваются в пунктир биографии художника, творческой и политической.
На выставке представлена видеодокументация важнейших перформансов Йозефа Бойса, таких как: «Я люблю Америку, и Америка любит меня», во время которой Бойс провел много дней наедине с живым койотом, «Как объяснить картины мертвому зайцу», а также видеозаписи лекций художника.
Важное место в экспозиции занимают рисунки Бойса. В его расширенной концепции искусства рисунок являлся своеобразной картой, катализатором материализации мысли.
Выставка «Призыв к альтернативе» — это своего рода ретроспектива идей Йозефа Бойса, попытка понять, насколько предложенные им альтернативы актуальны для настоящего и будущего.
В рамках образовательной программы выставки пройдут сценические чтения манифеста Йозефа Бойса «Призыв к альтернативе», лекции, дискуссии, видео показы.
К выставке будет выпущен каталог, специальный акцент в котором сделан на исследовании влияния, которое идеи Бойса оказали на развитие отечественного современного искусства. Редактор-составитель каталога — Ойген Блуме. Авторы статей: Ойген Блуме, Леонид Бажанов, Екатерина Деготь, Арсений Жиляев, Андрей Монастырский. В каталог также войдут оригинальные тексты Йозефа Бойса. Дизайн каталога выполнит знаменитое дизайн-агентство CYAN.
Источник: , artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120912_boyse.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120912_boyse.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.



