«Маленькая фотография» в МАММ
Выставка представляет работы классиков отечественной фотографии — Родченко, Прокудина-Горского, Каррика, Зельмы, Шайхета, Бальтерманца, признанных современных авторов, а также неизвестных фотографов
Выставка «Маленькая фотография» представляет уникальные фотоматериалы классиков отечественной фотографии — Александра Родченко, Сергея Прокудина-Горского, Вильяма Каррика, Георгия Зельмы, Аркадия Шайхета, Дмитрия Бальтерманца, признанных современных авторов — Юрия Рыбчинского, Владимира Филонова, Виктора Ахломова, Сергея Бурасовского, а также неизвестных фотографов. В экспозицию включены многочисленные контактные отпечатки, контрольные листы, фотографии «на память», сделанные в фотоателье, поздравительные фотооткрытки, бытовые зарисовки и «пробные» версии фотографий, которые зритель знает уже по финальным отпечаткам. Особую ценность составляют снимки, которые так и не были напечатаны, а остались лишь в «контрольках», как например ряд фотографий А. Родченко.
На заре развития фотографии в середине XIX века создание маленьких снимков обуславливали технические возможности: даггеротипы, ферротипы, амбротипы и отпечатки на бумаге (визитки, кабинетки, портреты из фотоателье) просто не могли быть напечатаны в большом формате. Уже в 80-е годы XIX века фотографы могли получать негативы 50 х 60 см., а в дальнейшем с развитием технологий увеличивался и формат фотографий.
Неизвестный автор. Автомобиль-сани Николая II в руках революционного народа. Петроград. 1917
А. ШТЕЙНБЕРГ
Первые дни революции. Петроград. 1917
Неизвестный автор. Первые дни революции. Обстрел полиции. Петроград. 1917
Источник:
АРКАДИЙ ШАЙХЕТ
Собрание в колхозе. 1928
АРКАДИЙ ШАЙХЕТ
Ходоки и странники. 1924
Источник:
Во второй половине ХХ века благодаря Бернду и Хилле Бехер и их студентам в Дюссельдорфской Академии фотография преодолевает свою медийную природу, полноценно входит на территорию высокого, «элитарного» искусства, она становится огромной, меняя наши гравитационные настройки. Отныне фактом профессиональной реальности становятся несколько метров фотобумаги, панорамные изображения, и буквально физически ощущаются десятки килограммов светового оборудования, которые возили за собой Андреас Гурски, Кандида Хёфер, Томас Штрут и другие.
Практически два десятилетия современное искусство заигрывалось огромными фотоформатами, нащупывая границы реальности, отчасти конкурируя с ней, и в этом контексте визуальное исследование, посвященное «маленькой фотографии», отмечает не только вехи исторического пути, но и намечает траектории движения, которыми следовало более молодое поколение художников, возвращая фотографии человеческий, маленький масштаб.
ЕЛИЗАВЕТА НИКУЛИНА
Москва. Прикури. Эвакогоспиталь № 2386. 1942
ЕЛИЗАВЕТА НИКУЛИНА
Концерт для выздоравливающих. Эвакогоспиталь № 2386. 1942
ЕЛИЗАВЕТА НИКУЛИНА
Сыновья пришли навестить отца. Эвакогоспиталь № 2386. 1942
ЕЛИЗАВЕТА НИКУЛИНА
Раненых с дороги угощают чашкой чая. Эвакогоспиталь № 2386. 1942
Источник:
ВЯЧЕСЛАВ БУТУЗОВ
Помывка дочки в коммунальной квартире. Москва. 1952
Источник:
Удивительным образом выставка «Маленькая фотография» рифмуется с ретроспективой Дмитрия Бальтерманца, проходящей в эти дни в МАММ, — зрители могут сравнить одни и те же кадры в большом, привычном формате и в миниатюрном.
Источник: пресс-релиз МАММ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120806_photo.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120806_photo.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.





