«Бубновый валет» в «Доме Нащокина»
Более 80 живописных полотен и графических листов 1900–20-х годов. Ядро экспозиции составляют работы из музея-заповедника «Абрамцево». Большинство произведений будут впервые экспонироваться в Москве
Галерея «Дом Нащокина» представляет выставку произведений художников «Бубнового валета» из собрания музея-заповедника «Абрамцево», Вологодской областной картинной галереи, Тульского музея изобразительных искусств, Рязанского государственного областного художественного музея, Центрального музея Вооруженных сил. Более 80 живописных полотен и графических листов 1900–20-х годов основателей художественного общества — Петра Кончаловского, Ильи Машкова, Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Василия Рождественского, Александра Куприна, а также участников первой знаменитой выставки «Бубновый валет» — Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Давида Бурлюка,, Надежды Удальцовой, Ольги Розановой, Елизаветы Потехиной — будут представлены на этой выставке. Большинство произведений будут экспонироваться в Москве впервые.
Экспозицию дополнили предметы из реквизита художников, которые они запечатлели на своих знаменитых натюрмортах, — керамическая посуда и утварь, принадлежавшие Машкову и Фальку.
Главным событием выставки станет монументальное полотно Петра Кончаловского «Купание Красной конницы» из коллекции Центрального музея Вооруженных сил, созданное в 1928 году и ставшее своеобразным итогом бубнововалетовского периода творчества выдающегося художника.
Общество московских художников «Бубновый валет» возникло в 1911 году. Его возникновению предшествовала выставка того же названия, открывшаяся в декабре 1910 года. В уставе нового творческого объединения отмечалось: «Общество “Бубновый валет” имеет целью распространение современных понятий по вопросам изобразительного искусства». В авангардном искусстве «бубновых валетов» соединились эстетика наивного творчества народных мастеров и современные достижения европейской живописной культуры. Используя наследие Сезанна, опыт современного им кубизма, фовизма, экспрессионизма, они создали уникальное художественное направление в отечественном искусстве, соединили Восток и Запад и по праву вошли в историю отечественной живописи как самое мощное художественное течение начала ХХ века.
«1910 год был годом, когда молодежь уже достигла большой высоты развития сезаннистического живописного мироотношения. Эта молодежь выступила с огромной выставкой своих живописных полотен. Выставка, названная “Бубновым Валетом”, была устроена великолепно. Живопись была подобна разноцветному пламени, белый коленкоровый фон придавал ей большую цветовую четкость, тем самым определяя ее живописную силу. “Бубновый Валет” означал: “валет” — молодость, а “бубны” — цвет.
Самая сильная по своему живописному духу молодежь соединилась под флагом “Бубнового Валета”, видя в нем мир как живопись, как цвет. Кто помнит эту выставку, тот не должен забыть впечатление. Многие из зрителей были поражены настолько, что живопись лишала их опоры. Цвет поражал, зажигая мозг, который привык к тихой монотонной живописи “передвижников”.
Да, это была выставка, которую, можно сказать, мир увидел впервые. По своему размаху, форме и цвету она побила все выставки Запада, хотя и развивалась под влиянием сезаннизма. Сезанновское отношение к миру в русской молодежи получило сильное развитие. Сезанновская сила как бы по инерции развила такую силу чувств в молодежи, что открытие выставки “Бубнового Валета” можно сравнить с взрывом самого сильного вулкана.
Особую группу на выставке составляли Кончаловский, Машков, Рождественский, Куприн, Лентулов, выставившие много больших и малых холстов. Это была группа сезанновского мироотношения. Но “Бубновый Валет” определял не одну группировку с сезаннистским отношением к миру. “Бубновый Валет” — это знамя, под которым собралась вся, как ее окрестила критика, “левая” молодежь российского живописного искусства» (Казимир Малевич).
На выставке представлены практически все участники общества и участники выставок «Бубнового валета» из российских музейных собраний. Ядро экспозиции составят работы из собрания музея-заповедника «Абрамцево» — пейзажи и натюрморты Кончаловского, Машкова и Лентулова, созданные в окрестностях знаменитой усадьбы, придающие своеобразную лирическую интонацию всей выставке.
Графический раздел выставки знакомит с богатейшим материалом, так называемым новым рисунком периода становления авангарда. Рисунки Фалька, Машкова, Розановой — пример пластического воплощения нового художественного сознания.
Материал выставки помогает оценить стилистическое своеобразие произведений мастеров «Бубнового валета» и их стилевое единство как группы, а также оценить то огромное влияние, которое эти художники оказали на всю отечественную живопись ХХ века, став впоследствии классиками советской живописи.
Источник: пресс-релиз галереи «Дом Нащокина»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120606_dom_naschokina.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120606_dom_naschokina.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.