Art Investment

Выставка Тинторетто в Риме

Экспозиция бунтаря Ренессанса в бывших Папских конюшнях дает возможность прикоснуться к бурному гению художника, которого Жан-Поль Сартр назвал «обезумевшим Тицианом»

Мало кто из художников своим творчеством умудрился вызвать столько противоречивых мнений, как Тинторетто (Tintoretto). Вазари (Vasari) обвинял его в том, что он слишком быстро кропал свои многочисленные произведения, но признавал, что Тинторетто обладал самым удивительным художественным умом, который только можно себе представить. Великий знаток Ренессанса Якоб Буркхардт (Jacob Burkhardt) обвинял Тинторетто в пошлости. Вероятно, лучше всего этого удивительного живописца охарактеризовал Сартр (Sartre), сравнивший его с обезумевшим Тицианом, снедаемым страстями Микеланджело, одержимым пляской Святого Витта.

Якопо Робусти, прозванный Тинторетто, родился в 1519 году, о годах его учения нам мало что известно. Один из его первых биографов, Карло Ридольфи (Carlo Ridolfi), полагает, что Тициан не взял его к себе в ученики, испугавшись его слишком очевидного графического таланта — впрочем, подтверждений этой истории нет, хотя талант рисовальщика Тинторетто безусловно сомнению не подлежит. Он тщательнейшим образом прорабатывал эскизы к своим полотнам, а сложные изгибы тел, которых так много в его работах, писал с натурщиков, которых, чтобы поймать тот или иной нюанс движения, привязывал к балкам в своей студии. Свои световые эффекты он создавал при помощи экспериментов со свечами.

Игра света и тени особенно занимала воображение художника, как занимала она и других великих венецианцев. А в сочетании с манерой Тинторетто «вбрасывать» зрителя непосредственно в гущу событий, его наполненные неудержимой энергией работы рождают ощущение постоянного балансирования на грани и игры со стихиями.

Жизнь Тинторетто пришлась на один из самых бурных периодов в истории Венеции. Он видел, как на Венецию обрушиваются войны, голод, чума и пожары, один из которых, кстати, уничтожил одну из его работ в Палаццо Дукале. И что самое главное, Тинторетто стал главным церковным художником в разгар Контрреформации, в эпоху, когда роль и форма религиозных образов вызывала немало споров.

Даже до окончательных постановлений Тридентского собора, ставшего ответом Католической церкви на Реформацию, художникам было ясно, что языческие мифы и обнаженная натура — все то, что до недавнего времени составляло основу их творчества, теперь является, так сказать, нежелательным в искусстве. Однако Венеции, которая всегда стремилась к независимости от Ватикана, каким-то чудом удалось остаться в стороне от этих веяний времени. Это видно по работе Тинторетто 1555–1556 годов «Сусанна и старцы», привезенной из Вены, где весь облик прекрасной Сусанны наполнен земной страстью и желанием.

В 1553 году Тинторетто получил заказ написать картину на сюжет чуда Святого Георгия о змие. В его трактовке на первый план выходит спасенная от змия царевна, а сама картина — настоящий вихрь, сплетенный из движения, цвета и света, живопись в жанре «экшн», намного опередившая свое время.

Тинторетто отказался от традиционных трактовок сюжетов и в работах «Сотворение животных» (1550–1553) и «Тайная вечеря» (1562–1563). Обе они полны движения и драматизма: в первой художник изображает Бога в полете в окружении рыб и птиц, действие второй переносит в итальянскую таверну XVI века.

Выставка Тинторетто, проходящая в выставочном зале Скудерие дель Квиринале (Папские конюшни) в Риме, подготовлена наитщательнейшим образом. Здесь в числе прочего можно увидеть ранние работы этого Ренессансного бунтаря, и некоторые из них явно неудачны.

И хотя позже он в совершенстве овладел живописным мастерством, его привычка полагаться на помощь огромного числа учеников и неутолимая страсть к созданию все новых и новых произведений привели к тому, что многие из них оказались обделены необходимым вниманием с его стороны. Кроме этого, известно, что художник заслужил нелюбовь собратьев по цеху умением перехватывать у них хорошие заказы.

Кураторы выставки, на которой представлено множество работ мастерской художника, и не пытаются скрыть эту слабость мастера — его одержимость количеством в ущерб качеству. Однако здесь достаточно и шедевров, глядя на которые очевидно, что порой Тинторетто с его бурным, мощным и противоречивым даром затмевает даже самого Тициана (Titian).

Выставка открывается блестящей работой «Чудо Святого Марка», повествующей о слуге, приговоренном к пытке за почитание святого, во время которой Святой Марк спасает юношу, спустившись с неба прямо на глазах у изумленной толпы. Сцена наполнена бурным драматизмом, который передан в позах, движениях, выражениях лиц, цветах, остром динамизме композиции.

На выставке представлена также портреты кисти мастера — изображения знатных и богатых венецианцев, в которых, несмотря на склонность Тинторетто к быстрой работе, замечательно уловлены все нюансы характера портретируемых. И вновь, даже в жанре портрета Тинторетто отходит от канонов своего времени: в отличие от великих портретов Тициана и Бронзино (Bronzino), которые поражали зрителей роскошью нарядов своих персонажей, герои картин Тинторетто одеты в нечто темное и однообразное, при этом художник яркими вспышками света освещает их лица, на которых запечатлена вся история их непростой борьбы за власть и могущество.

Источник: ft.com, scuderiequirinale.it, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120410_tinto.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120410_tinto.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».