Art Investment

Работа Карло Кривелли из Лондонской Национальной галереи в Эрмитаже

Вчера открылась новая выставка из серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже»

Вчера, 14 февраля 2012 в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Карло Кривелли. “Благовещение со Святым Эмидием” из собрания Национальной галереи, Лондон», которая продолжает серию выставок «Шедевры музеев мира в Эрмитаже».

«Благовещение со Святым Эмидием» — самая знаменитая работа венецианского художника XV столетия Карло Кривелли (1430/35–1495 (?)), представлена в Эрмитаже в благодарность за экспонирование шедевра Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» из собрания музея на выставке «Леонардо при миланском дворе» в Национальной галерее, Лондон.

Большой алтарный образ подписан: «OPVS CAROLI CRIVELLI VENETI» (ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАРЛО КРИВЕЛЛИ ВЕНЕЦИАНЦА). Напоминание о месте рождения художника свидетельствует о том, что он работал вдали от Венеции: все основные произведения Карло Кривелли созданы на территориях Марке, находившихся во владении Рима. В южной части этой области расположен город Асколи Пичено, в жизни которого произошло важное событие: 22 марта 1482 года папа Сикст IV специальной буллой восстановил права городского самоуправления. Послание понтифика — Libertas ecclesiastica — достигло места назначения 25 марта, в день Благовещения, тут же объявленный общегородским праздником. Тогда же Карло Кривелли был заказан алтарный образ Благовещения для церкви Сантиссима Аннунциата (закончен в 1486 году). Понимая все значение этой картины, Кривелли стремился не просто рассказать о евангельском событии, но и раскрыть те исключительные обстоятельства, что сопутствовали заказу.

Узкий проем, обрамленный пилястрами и увенчанный не менее роскошным карнизом, открывает внутреннее убранство комнаты, в которой молится коленопреклоненная Мария. Над жилищем Мадонны возвышается второй этаж с просторной лоджией, создавая общее впечатление аристократического дворца. Напротив него — похожее палаццо, и пролегающая между ними улица увлекает взгляд вглубь, где линии перспективы замыкаются аркой, в ее проеме видна зубчатая стена — граница города. В этом идеальном урбанистическом виде асколанцам предстал их родной Асколи Пичено, не подлинный, а город мечты, чей образ соответствовал культурным и эстетическим принципам Ренессанса.

Перенесение евангельского события в фантастическую и одновременно реалистическую обстановку приближало его к современности и отвечало чаяниям заказчиков алтаря: праздничной атмосферой радостного предчувствия живут все персонажи картины.

Мария осенена сиянием Святого Духа: луч проникает к ней с неба через зарешеченное окно. Он, однако, невидим для многочисленных персонажей, заполняющих первый и отдаленные планы, — это горожане, жители Асколи Пичено. Все они, занятые неторопливой беседой на ступеньках дворца, стоящие на галерее или же прогуливающиеся по саду, томятся в нетерпеливом ожидании; те, кто не в силах справиться с волнением, пристально вглядываются в небо. Они тоже ждут «Благую весть»: не случайно рядом с Архангелом Гавриилом представлен Святой Эмидий — покровитель города — с моделью Асколи Пичено в руках. На шестах сидят почтовые голуби: папская булла была доставлена в город именно голубиной почтой. Человек, стоящий над аркой, читает послание, только что принесенное птицей. Единственный посредник между зрителем и персонажами картины — маленький ребенок, только ему дано созерцать таинство Благовещения. Надпись на карнизе вдоль нижнего края картины напоминает о событии, послужившем поводом для создания алтаря: LIBERTAS ECCLESIASTICA, тут же гербы папы Иннокентия XIII и епископа Каффарелли.

Карло Кривелли стремился передать целый мир, увиденный глазами художника XV века. На переднем плане помещены яблоко, символизирующее первородный грех, и огурец — плодородие и сады Эдема. Оба плода — своего рода «обманки»: огурец «съезжает» с цоколя, переходя из живописного пространства в реальное. Павлин, восседающий на карнизе второго этажа, — намек на бессмертие, вечную жизнь, уготованную праведникам. Несмотря на обилие красочных подробностей, композиция не кажется перегруженной: благодаря развитому чувству гармонии Карло Кривелли удается сохранить общее равновесие. За художником не случайно закрепилась слава мастера утонченно-рафинированного стиля: он обогатил традиционные приемы венецианцев уверенным рисунком и контрастной светотенью, математически точным построением пространства и архитектуры, ювелирной отделкой форм, грациозностью и элегантностью фигур, как будто сошедших со страниц рыцарских романов.

Куратор выставки — Ирина Сергеевна Артемьева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения. Издательством Государственного Эрмитажа к выставке подготовлен иллюстрированный буклет, автор которого — И. С. Артемьева.

Источник: hermitagemuseum.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120215_carlo_crivelli.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120215_carlo_crivelli.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».