«Два Императора» в Музее декоративно-прикладного и народного искусства
Сегодня вечером открывается масштабная выставка, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года
Музей декоративно-прикладного и народного искусства,
15 февраля — 15 марта 2012
Москва, ул. Делегатская, 3
Сегодня вечером во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается выставка «Два Императора», посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года, — одно из первых в ряду юбилейных мероприятий 2012 года, объявленного Годом российской истории.
Экспозиция освещает события 200-летней давности с необычной точки зрения: в свете отношений двух императоров — Александра I и Наполеона I в разные исторические периоды.
На выставке представлено свыше 200 экспонатов. Основная их часть происходит из частной коллекции Александра Вихрова, формируемой уже более 30 лет; экспозицию дополняют предметы из фондов музея ВМДПиНИ и ряда других собраний.
И дружба, и вражда Александра с Наполеоном были сотканы и из парадоксов: миролюбивый русский император был инициатором всех своих войн с Францией, а воинственный император французов неустанно добивался союза с Россией. «Александр! — сорвалось однажды с уст пленника острова Святой Елены. — Мы любили друг друга…»
Двух великих императоров связывали эпохальные события войны и мира. Аустерлиц, Тильзит, Бородино, вступление французов в Москву, Битва народов под Лейпцигом, наконец, взятие Парижа; причем каждое из событий нашло широкое отражение в европейском искусстве.
Зритель увидит многочисленные предметы и произведения искусства французского, итальянского, германского и российского происхождения, которые были созданы в период с конца XVIII века до наших дней. Живопись и графика, медали и монеты, статуэтки из слоновой кости, бронзы, бисквитного и классического фарфора, декоративные тарелки с изображениями наиболее ярких моментов жизни императоров, табакерки, портсигары, декорированные портретами в миниатюре, изделия из фарфора и стекла, редкие фолианты, наконец, вещи, которые носят меморативный характер, включая автограф Бонапарта.
Значительную часть экспозиции представляют произведения изобразительного искусства. Надо сознавать, что в те времена именно графика была носителем визуальной информации: будь то информация официальная, прославляющая, как бы сейчас сказали, агитационная, или, наоборот, направленная против избранного объекта (искусство карикатуры, широко распространившееся по всей Европе именно в первой четверти XIX века). Интересно наблюдать за тем, насколько разнится подход русских и французов к «официальной» пропаганде: достаточно агрессивные наполеоновские сюжеты, призванные утвердить справедливость воцарения этого «человека из народа», — и сдержанная русская графика, выполненная в повествовательном ключе, не имеющая необходимости утверждать и доказывать.
Кстати, Наполеон, пожалуй, первым начал использовать прикладное искусство в качестве инструмента пропаганды: при нем стало выпускаться то, что впоследствии получило название «агитационного фарфора». В экспозиции нынешней выставки есть примечательные образцы севрской мануфактуры. Надо отметить, что российские царедворцы быстро подхватили этот стиль, о чем свидетельствуют работы российских мастеров и художников.
Очень важна для истории и для искусства этого времени тема Аустерлица. Она не слишком комфортна для российского сознания (напомним, что наша страна потерпела в этой битве поражение, равного которому не было в ее истории на протяжении ста лет, и именно из пушек союзников, в том числе из русских, была отлита знаменитая парижская Вандомская колонна). Для устроителей выставки очень важен непредвзятый исторический подход, ведь эти сюжеты были очень популярны в фарфоровых изделиях, как русских, так и западноевропейских.
Центральной идеей всей экспозиции является история личного знакомства двух императоров, их дружбы и вражды, история неиспользованных возможностей для устроения будущего Европы. Ярче всего раскрывают эту идею предметы, связанные с Тильзитом: здесь и первая встреча двух императоров в июне 1807 года, сначала в шатре на плоту посередине реки Неман, затем — переезд в Тильзит и 15-дневное тесное общение, наконец, заключение мира, как казалось тогда обоим, «вечного» мира.
Именно к этому времени относится один из старейших экспонатов выставки — самое первое издание книги о Наполеоне на русском языке («Наполеон — Император Французский», 1806). А сразу же после Тильзита был создан артефакт, который можно назвать символом всей выставки — уникальный бронзовый медальон с эмалевым изображением двух властителей, крепко обнимающих друг друга. На реверсе медальона изображен тот самый неманский шатер, в котором состоялась первая встреча государей.
Европа внимательно наблюдала за неожиданным сближением России и Франции и реагировала многочисленными графическими карикатурами (английский листок, в котором Бонапарт вручает орден Почетного легиона не русскому гренадеру, как было в действительности, а бурому медведю) и тем, что можно назвать «карикатурами в фарфоре».
Особым образом представлены на выставке события войны 1812 года. Интересно сравнивать, какое художественное отображение нашли они в российском и западноевропейском искусстве. Отечественная война 1812 года недаром считается поворотным пунктом в развитии европейского декоративно-прикладного искусства. Стиль ампир — франко-русское порождение — проявился, пожалуй, наиболее ярко именно в произведениях декоративно-прикладного искусства. Отголоски в виде военных сюжетов проявлялись в искусстве Франции и России даже спустя сто лет после самих событий. Вот чайник гарднеровского завода: в медальонах по бокам с одной стороны изображена сцена рукопожатия Наполеона и Александра при заключении Тильзитского мира, а с другой, как свидетельство коварства французов, — репродукция картины Василия Верещагина «Возвращение из Петровского дворца». Или жемчужина коллекции А. Вихрова, еще одна вещь, датированная началом XX века, — ваза Императорского фарфорового завода с изображением картины того же Верещагина «Наполеон на Бородинском поле».
Триумфальный вход союзных войск под командованием Александра I в Париж тоже находит свое отражение в произведениях искусства, изделиях народных мастеров, вдохновленных славой русских воинов. Тема Отечественной войны и связанных с этим событий не уходит с годами, как и интерес современных художников к столь значительным фигурам мировой истории — Наполеону I и Александру I.
Директор музея Александр Сысоенко: «Для нашего музея, Музея декоративно-прикладного искусства, год 200-летия Отечественной войны 1812 года открывается выставкой “Два Императора”. Музей в данном проекте выступает строго в своем амплуа: тема отношений двух правителей раскрывается преимущественно средствами декоративно-прикладного и народного искусства. Лаконичность проекта и его позитивная настроенность выступают некоторой оппозицией масштабу и драматизму событий двухсотлетней давности, но вполне соответствуют дружескому уровню современных отношений России и Франции. Кроме данной выставки, музей в этом году проводит всероссийский конкурс профессионального мастерства художников ДПИ всех жанров на тему влияния на жизнь народа и народное искусство событий 200-летней давности, а также выставку “Ампир русской победы”».
Организаторы выставочного проекта «Два императора» уверены, что эта увертюра к юбилею Отечественной войны 1812 года и к Году российской истории, как и сама история взаимоотношений двух великих правителей, заслуживает особого внимания зрителей.
Для публики выставка открывается завтра, 15 февраля.
Источник: пресс-релиз ВМДПиНИ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120214_two_emperors.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120214_two_emperors.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.