Art Investment

«Remix» Бориса Орлова и Сергея Шеховцова в галерее XL

Два скульптора разных поколений — Борис Орлов и Сергей Шеховцов — объединенными усилиями разрабатывают тему современных тотемов

В галерее XL проходит выставка совместных произведений двух скульпторов — Бориса Орлова и Сергея Шеховцова.

***

Хорошо оглянуться назад и увидеть, что ты не один. В 2008 году Борис Орлов стал лауреатом премии «Соратник» и обнаружил, что у него есть если не ученики, то единомышленники через поколение. Это художники нулевых, ментально независимые от так называемой «московской Номы» и чаще всего «понаехавшие» в столицу из других городов. С кругом концептуалистов они находились и находятся в жесткой полемике, редко выплескивающейся на страницы специализированных изданий лишь потому, что главная поведенческая особенность «Номы» — молчание о других и максимально подробный разговор о себе. Орлов с «Номой» тоже не в ладах: ему не близка интровертность и клаустрофобия языка художников круга Ильи Кабакова. Скульптуры Орлова — это всегда праздник. Если бы скептики (в античном смысле) и пессимисты (они же реалисты) устраивали торжественные шествия и строили свои собственные Кремли, то Орлов был бы у них главным художником.

Орлов и близкие ему художники сходятся к тому же в отношении к имперской эстетике. Распад СССР для них, с одной стороны, данность, с другой — следы империи они видят и в том, как работает их собственное мышление, и в том, на каких ценностях строится современная жизнь. Живописец Валерий Кошляков иногда сбивается на откровенно ностальгическую интонацию. Скульптор Сергей Шеховцов, соавтор Орлова на «Ремиксе», держит дистанцию и преисполнен по отношению к заветам советского академизма непочтительной (местами) иронии, перевод которой в пластическую форму и является главной задачей новообразовавшегося художественного тандема. Слово из политического лексикона здесь вылезло само, но не зря: сотворчество Орлова и Шеховцова чем-то напоминает знаменитый ролик, где нынешний президент (будущий премьер?) и нынешний премьер (будущий президент?) играют в бадминтон. Только у Орлова с Шеховцовым неочевидно, кто главный (и в этом безусловная удача проекта, который мог бы стать бенефисом одного из участников).

Проект начался с глубокого убеждения Шеховцова в том, что излюбленная старшим коллегой форма «тотема» актуальна и сегодня. «Тотем» Орлова — это классический бюст с непропорционально развитой грудной клеткой, служащей хранилищем знаков отличия, наград и символических форм (к примеру, бюста в его разговорном значении). В сущности, это визуализация власти эпохи позднего социализма, когда самый главный начальник, генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев отличался от своих соратников не умом и не талантом руководителя, а количеством медалей и орденов. Такой тотем, как правило, обладает недоразвитой, карикатурной головой — в том случае, если она не принадлежит римскому императору Октавиану Августу. С него и начались империи в том виде и стилистическом оформлении, к которому мы привыкли. У современных «тотемов» наград быть не может. Это либо эффективные менеджеры госструктур в костюмах с Риджент-стрит, либо спортивные фанаты, либо неодушевленные предметы, например банкоматы — специфические инструменты власти денег, прикрытой новой, аляповатой версией уваровской триады «самодержавие — православие — народность» с поправкой на советскую уверенность в том, что застой — залог успеха. Используя в качестве тотема банкомат, Орлов и Шеховцов играют и в международную игру, теперь уже двое надвое, с дуэтом Аллора и Казадилья, которые скрестили cash machine с церковным органом на выставке в американском павильоне Венецианской биеннале-2011. Смысл у наших игроков и заокеанской команды один: watch what you worship (взгляни на своих кумиров. — AI.), читатель, и тебе станет не по себе.

Источник: xlgallery.artinfo.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20111224_xl_orlov_shehovtsov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20111224_xl_orlov_shehovtsov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе