Ретроспектива Николая Ге в Третьяковской галерее
Сегодня в Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается крупнейший выставочный проект года — ретроспектива Николая Николаевича Ге
Сегодня в 16.00 в Государственной Третьяковской галерее (Крымский Вал, 10, залы № 60–61) состоится вернисаж, а завтра откроется для публики выставка «Что есть истина? Николай Ге. К 180-летию со дня рождения».
Крупнейший выставочный проект года представляет творчество одного из наиболее значимых, своеобразных и эмоциональных художников второй половины XIX века — Николая Николаевича Ге (1831–1894). Экспозиция, объединившая более 200 произведений, открывает новый взгляд на творчество живописца, который искал в своем искусстве ответы на «вечные вопросы». Н. Ге предстает как автор не только хрестоматийно известных исторических полотен и портретов, но и новаторских по своей трактовке и пластическому языку картин евангельского цикла, пейзажист, выдающийся рисовальщик.
Современникам живопись художника казалась слишком небрежной, тревожно-эмоциональной, а неожиданность и смелость композиционных решений принималась за ошибку. Н. Ге приближался к границе эстетических норм ХIХ века и разрушал их. Выставка предоставляет возможность увидеть творчество Н. Ге как уникальное целостное явление, где содержание и способы выражения органично взаимосвязаны и отвечают напряженным духовным, нравственным и идейным поискам второй половины XIX века.
Другая грань восприятия произведений Н. Ге современными ему критиками — объявить многие его работы незаконченными, хотя сам художник считал их завершенными. Задача выставки — снять этот негативный оттенок, осознав новаторство его художественного языка, опередившего свое время. Н. Ге, продолжатель романтической традиции, одновременно стоит у истоков экспрессионизма в русском искусстве. В экспозиции живопись будет объединена с корреспондирующей графикой, что позволяет понять логику развития идей художника, путь его эволюции. Именно в эскизах и этюдах впервые совершается прорыв в новую эстетику — эстетику протоэкспрессионизма.
Выставке предшествовала большая исследовательская работа, были сделаны серьезные научные открытия. Так, под живописным слоем картины «“Что есть истина?” Христос и Пилат»» (1890, ГТГ) была обнаружена другая композиция — «Милосердие» (1879), известная по фотографиям и воспоминаниям. Для крупноформатных произведений «Вестники воскресения» (1867, ГТГ) и «Суд синедриона. “Повинен смерти!”» (1892, ГТГ), долго находившихся в фондах, реставраторами Третьяковской галереи была разработана уникальная методика, по которой картины были восстановлены. Подлинной сенсацией выставки станет демонстрация полной коллекции рисунков Н. Ге — 55 листов (из них 17 — двухсторонние), приобретенной для Третьяковской галереи в частном собрании в Женеве при финансовой поддержке ОАО Банк ВТБ. Художественная ценность этих графических произведений, демонстрирующих уровень мастерства Ге-рисовальщика, огромна. Полнота и целостность коллекции уникальны: ее объем превышает весь известный на сегодня корпус графических произведений художника, а ее состав отражает наиболее сущностные стороны творчества мастера, принципиальные для его понимания.
НИКОЛАЙ ГЕ
«Сидит Михайла, сложивши руки на коленках, глядит вверх, улыбается». 1886
Бумага, литографский карандаш. 38,8 х 32,7
ГТГ; ранее — коллекция К. Больмана, Женева, Швейцария
Источник: пресс-релиз ГТГ
НИКОЛАЙ ГЕ
Кающийся грешник. 1886
Бумага, уголь, соус, растушевка, кисть. 60,8 х 40
ГТГ; ранее — коллекция К. Больмана, Женева, Швейцария
Источник: пресс-релиз ГТГ
НИКОЛАЙ ГЕ
Распятие. Начало 1890-х
Бумага, уголь, растушевка, кисть. 58,8 х 46,3
ГТГ; ранее — коллекция К. Больмана, Женева, Швейцария
Источник: пресс-релиз ГТГ
НИКОЛАЙ ГЕ
Голова распятого Христа. 1893. Этюд
Бумага, соус, растушевка. 58,7 х 46,5
ГТГ; ранее — коллекция К. Больмана, Женева, Швейцария
Источник: пресс-релиз ГТГ
Н. Ге несколько раз круто менял свою жизнь. Его биография могла бы лечь в основу увлекательного фильма-эпопеи с постоянной сменой декораций, настроений, кумиров: французские корни (его дед приехал в Россию в конце XVIII века), рождение в Воронеже, учеба в гимназии и на физико-математическом отделении Университета в Киеве; затем Петербург, Академия Художеств; Италия; вновь Петербург, участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок, увлечение русской историей, успех картины «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, ГТГ); разочарование в собственном творчестве и окружении, отъезд в Черниговскую губернию на хутор Ивановский, занятия сельским хозяйством, забвение художественной общественностью; увлечение личностью Л. Толстого и его учением, «Страстной цикл» картин и новый подъем творчества, возвращение на арену художественной жизни, превращение в кумира художественной молодежи, создание своей «школы» учеников и последователей.
Структура выставки подчинена драматургии биографии Н. Ге и состоит из шести разделов. «Академия художеств. Начало» (1850–1857), «Италия» (1857–1870), «Петербург. Среди передвижников» (1870–1875), «Хутор. Украина» (1876–1894), «Ге и Толстой» (1882–1894), «Страстной цикл» (1884–1894).
На протяжении своей творческой жизни Н. Ге дважды переживал периоды увлечения пейзажным жанром — в Италии и на Украине, хотя этот жанр, как правило, оставался за пределами внимания зрителей. Н. Ге, художник романтического склада, разделял пристрастие романтиков к мотивам закатного и ночного освещения. В разделах экспозиции «Италия» и «Хутор. Украина», помимо пейзажей Н. Ге, на мониторах будут показаны слайды, отснятые в тех местах, где некогда работал художник.
Итальянский период Н. Ге, который длился 13 лет (1857–1870), был временем напряженных поисков своей темы и авторского «я»: он написал «Тайную вечерю» (1863, ГРМ), встретился с А. А. Ивановым, А. И. Герценом, М. А. Бакуниным. Этот период творчества художника будет наиболее полно представлен на выставке.
Н. Ге был одним из инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок. 1870-е годы, когда искусство демократического реализма было на подъеме, не стали для Н. Ге особенно продуктивными, в отличие от 1880–90-х, когда художник достиг пика творческой и человеческой зрелости. Тем не менее Н. Ге оказывался в эпицентре общественных интересов: его картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, ГТГ) возбудила волну заинтересованных откликов и жарких споров. Времени общения с кругом передвижников, 1870–1875 годам, посвящен раздел «Петербург. Среди передвижников», представляющий историческую живопись Н. Ге и портреты.
В начале 1880-х годов Н. Ге познакомился с Л. Н.Толстым. Эта встреча перевернула его жизнь, оказала глубокое влияние на его творчество. В разделе «Ге и Толстой» (1882–1894) будут представлены портреты Л. Н. Толстого и его семьи, зарисовки Л. Н. Толстого работы Н. Н. Ге-младшего (сына Н. Ге, секретаря писателя), редкие фотографии. Н. Ге стал близким другом Л. Толстого, последователем его религиозно-философского учения.
Нравственный максимализм художника привел его к решению жить «отшельнической» жизнью. Этому периоду посвящен раздел «Хутор. На Украине» (1876–1894). В 1890-е годы скромный хутор Н. Ге в Черниговской губернии стал местом паломничества людей, ищущих ответы на главные вопросы жизни, вокруг художника сложилась своего рода «толстовская община» единомышленников.
К евангельской теме Н. Ге обращался в разные периоды творчества. Так называемый «Страстной цикл» (произведения 1884–1894 годов) стал вершиной творчества художника и поныне производит ошеломляющее впечатление, захватывая раскованностью и разнообразием выразительных средств. Соединение в экспозиции живописных и графических работ «Страстного цикла» позволит показать путь десятилетних поисков Н. Ге. «Распятие» («Голгофа») (1892) из Музея Орсе (Париж) является кульминацией евангельской темы в творчестве художника.
НИКОЛАЙ ГЕ
Суд синедриона. «Повинен смерти!». 1892
Холст, масло. 201,3 х 297,5. ГТГ
Источник: пресс-релиз ГТГ
НИКОЛАЙ ГЕ
Христос, целующий разбойника. 1893 (?)
Бумага, соус, растушевка, кисть. 46,4 х 58,5
Вариант одноименного рисунка
ГТГ; ранее — коллекция К. Больмана, Женева, Швейцария
Источник: пресс-релиз ГТГ
Спустя почти сорок лет после большой монографической выставки Н. Ге (1970–1971, ГТГ) представляется важным и интересным по-новому посмотреть на творчество Н. Ге с нашей временнóй дистанции, свободной от идеологических и эстетических ограничений прошлого.
Ядро настоящей выставки составляют произведения из коллекции Третьяковской галереи (около 90), Русского музея (около 40). В экспозицию также вошли работы из 10 российских музеев, Государственного художественного музея республики Беларусь и Киевского музея русского искусства, который обладает третьим по количеству собранием произведений Н. Ге после Третьяковской галереи и Русского музея.
Альбом-каталог выставки, по своему охвату приближающийся к каталогу-резоне, должен стать самым полным и богато иллюстрированным изданием, посвященным творчеству Н. Ге. Книга включает в себя статьи ведущих отечественных специалистов по русскому искусству XIX столетия, хронограф (жизнь и творчество Н. Ге в контексте событий его эпохи), родословие Ге (в котором встречаются и общественные деятели, и ученые, и голливудские актеры), новые архивные публикации. Также в каталог войдет около 350 произведений, в том числе не публиковавшихся ранее, из частных собраний.
Проектная концепция выставки поддерживается широким мультимедийным сопровождением. К выставке подготовлен диск, содержащий изобразительные материалы, архивные фотографии и документы, портреты Н. Ге, статью о творческих, дружеских отношениях Л. Н. Толстого и Н. Ге, книгу Льва Толстого «Чем люди живы» с иллюстрациями Н. Ге. В пространстве выставки демонстрируются рентгенограммы живописных полотен — результат многолетней исследовательской работы научного коллектива Галереи, а также видеоматериалы о процессе реставрации, о поступлении собрания графики в коллекцию Галереи («История возвращения женевской коллекции») и сделанный на основе прижизненной видеохроники писателя фильм «Живой Толстой». К выставке подготовлена образовательная программа.
На время работы выставки Третьяковская галерея возобновляет «Четверги допоздна» — по четвергам выставка открыта до 22.00, кассы — до 21.00.
Источник: пресс-релиз ГТГ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20111018_nikolay_ge_gtg.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20111018_nikolay_ge_gtg.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.














