Народное искусство в Русском музее
В рамках серии «Не корысти ради…» в Русском музее проходит выставка «Выдающиеся собиратели народного искусства», на которой представлено около 400 произведений народного декоративного искусства
В корпусе Бенуа Русского музея проходит выставка «Выдающиеся собиратели народного искусства» из серии «Не корысти ради…». Экспозиция выставки построена таким образом, чтобы зритель мог получить наиболее точное представление не только о народном искусстве, но и о людях, благодаря которым обогатилась коллекция Русского музея. Представлено около 400 экспонатов, часть которых никогда не выставлялась. Они поступили в музей в разное время и различными путями и отражают не только индивидуальные пристрастия своих владельцев, но и общие тенденции собирательства в стране.
Народное декоративное искусство стали собирать и изучать довольно поздно — во второй половине ХIХ века. Именно в это время, не без влияния идей народничества, предметы народного быта стали привлекать внимание не только как вещи материальной культуры, но и как явления художественного творчества. Первыми собирателями были представители русской интеллигенции — историки, археологи, архитекторы, художники, патриотически настроенные дамы, имевшие средства для приобретения коллекций.
С 1880-х годов активизировалось движение в защиту народных ремесел, их сохранения и развития. Формировались не только частные собрания, на их основе возникали первые музеи. Многие художники стали ездить по разным областям, более всего Русского Севера, собирать предметы старины, народные рукоделия. Одни (например, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский) собирали их как материал для своих картин; другие (И. Я. Билибин) — как свидетельства уходящей эпохи, ценное национальное художественное наследие; третьи, особенно на рубеже ХIХ и ХХ столетий и в 1910-е годы, искали в народном искусстве формальные способы и средства обогащения собственного творчества.
К первому периоду собирания народного искусства относятся коллекции вышивки и кружева Н. Л. Шабельской и С. А. Давыдовой, пряничных досок Н. П. Лихачева, разнообразных предметов, принадлежавших А. Л. Штиглицу и его зятю А. А. Половцову, художнику Н. Д. Дмитриеву-Оренбургскому. Вероятно, в это же время сложилась основная часть собрания народной игрушки, поступившего в 1976 году в Русский музей от известного актера и режиссера Л. Ф. Макарьева, которое принадлежало ранее художнику-граверу В. В. Матэ. Собранная в 1910-20-е годы коллекция Ф. А. Каликина, известного реставратора икон, отражает разнообразные явления древнерусской культуры.
Второй период коллекционирования произведений народного искусства приходится на 1920-30-е годы, время общего подъема и самого народного искусства, и интереса к нему со стороны государства и общественности. И в это время коллекции создавали представители художественной интеллигенции.
Собрание выдающегося художника ХХ века В. В. Лебедева включает произведения резьбы и росписи по дереву крупных художественных центров Севера и Поволжья, расписные подносы Петербурга и Жостова, деревянные игрушки Сергиева посада. Большинство из них выполнены не позднее середины ХIХ века. В конце 1930-х годов архитектором А. С. Никольским и художником В. М. Конашевичем были приобретены современные глиняные игрушки непосредственно у каргопольского мастера И. В. Дружинина. Народная игрушка с ее образной содержательностью и лаконизмом выразительных средств с конца ХIХ века была популярным объектом собирательства. В 1920-30-е годы сложились коллекции исследователя игрушки Л. Г. Оршанского, художницы Е. М. Беляковой; в конце 1930-х годов богородской игрушкой заинтересовалась известный фольклорист Н. П. Колпакова. Во время Великой Отечественной войны в эвакуации в Кирове жил крупный музыковед М. В. Бражников. В его руках оказались ценные игрушки старейших дымковских мастериц, работавших в то время.
В своих экспедициях на Север и в другие районы России собирала произведения народной вышивки и кружева известный исследователь этих видов народного искусства Л. И. Свионтковская-Воронова. Особую ценность имеют принадлежавшие ей вышивки из Каргопольского уезда Олонецкой губернии, датируемые первой половиной ХIХ века.
Донца прялок с характерной росписью и фрагменты архитектурной резьбы Поволжья, наряду с древними иконами, составили собрание уроженки тех мест художницы Т. А. Мавриной. В ее коллекции оказались две резные доски, служившие некогда для обшивки волжских судов. Это редчайшие предшественники местного архитектурного декора крестьянских домов, получившего широкое распространение в ХIХ веке.
Среди произведений лаковой миниатюрной живописи особое место занимает коллекция скульптора Н. В. Дыдыкина. Искусство лаковой миниатюры также привлекло внимание военного врача в отставке В. Ф. Груздева, собравшего в 1960-е годы обширную коллекцию старинных шкатулок; в 1972–1973 она была приобретена Русским музеем и существенно обогатила этот раздел музейного собрания.
Русский музей хранит благодарную память о собирателях произведений народного искусства разных поколений, пополнивших его фонды ценнейшими экспонатами различного происхождения и времени создания. Выставка из серии «Не корысти ради…» впервые с достаточной полнотой демонстрирует лучшие из них и наглядно отражает вклад каждого собирателя в сокровищницу национального искусства.
Источник: пресс-релиз ГРМ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110801_ne_korysty_radi.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110801_ne_korysty_radi.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.