Art Investment

«Охваченные счастьем бытия. Натюрморт первой половины ХХ века из собрания Мамонтовых»

В частной галерее Мамонтовых открывается выставка натюрмортов П. Кузнецова, С. Судейкина, Н. Гончаровой, И. Машкова, П. Кончаловского, А. Куприна, А. Лентулова, Р. Фалька и др.

Галерея Мамонтовых, 9–30 июня 2011

Сегодня в 18:00 в частной галерее Мамонтовых (Лаврушинский пер., 11, корп. 1) состоится вернисаж выставки «Охваченные счастьем бытия. Натюрморт первой половины ХХ века из собрания Мамонтовых», представляющей часть коллекции (25 произведений) семьи Мамонтовых. Нынешней выставкой, а ей предшествовали экспозиции в Вене, в московском Царицыне, в самой галерее, организатор продолжает цикл выставок, знакомящих с искусством первой половины ХХ века во всем его многообразии.

Основу экспозиции составили работы: «Бухарский натюрморт» (1910-е) и три поздних натюрморта П. Кузнецова, «Натюрморт. Георгины» (1912–1913) И. Машкова, «Ванна» (нач. 1930-х) А. Лентулова, «Куклы» С. Судейкина (1920–30-е). Эти полотна, два из которых экспонируются впервые, несомненно, станут той «маленькой сенсацией», без которой немыслима жизнь искусства.

«Охваченными счастьем бытия», как писал Н. Заболоцкий, благоговеющими перед хрупкой красотой мира предстают на выставке создатели этих полотен; и общий образ экспозиции помогает зрителю разделить это чувство.

Натюрморт — тот жанр, который может рассказать о своей эпохе едва ли не больше, чем любой другой. Показанные на выставке работы лучших мастеров этого жанра в искусстве ХХ века рисуют портрет века, но не парадный, а камерный, и даже интимный. Как в «стеклах времени» (В. Набоков), в них отразилась обыкновенная жизнь, без привкуса политической демагогии, социальных потрясений и идеологических догм, а время как будто остановилось, и мир предстал в своей вечной, торжественной неподвижности. «Неслучайно интерес к натюрморту, как правило, совпадает с периодами, когда вопрос изучения искусством своего собственного языка становится осознанной проблемой» (Ю. Лотман). Освобожденный от литературных ассоциаций, натюрморт — наиболее личный и прямой способ творческого самовыражения.

В задачи коллекционера не входило, собирая натюрморты, отдавать предпочтение цветочным, но именно они составили большую часть экспозиции. Самый распространенный тип цветочного натюрморта — букет цветов, поставленный в вазу. «Цветы, лишенные корней, / Цветы, опущенные в воду…» (Д. Мережковский). Пока еще живые, но уже срезанные, т. е. обреченные на умирание, — фрагмент времени, запечатленный миг или застывшее мгновение, пластически представленное художником.

Расцвет натюрморта в начале ХХ века связан прежде всего с творчеством художников, входивших в объединения «Голубая роза» и «Бубновый валет». Радикально противоположные друг другу, именно эти две художественные группировки дали наилучшие образцы натюрмортного жанра, получившего развитие в следующие десятилетия. На выставке представлены работы художников, входивших в состав «Голубой розы» (П. Кузнецова, С. Судейкина, А. Арапова) и «Бубнового валета» (Н. Гончаровой, И. Машкова, П. Кончаловского, А. Куприна, А. Лентулова, Р. Фалька), для которых натюрморт служил полем живописного эксперимента.

Несомненным открытием устроителей выставки стали две картины: «Бухарский натюрморт» П. Кузнецова (1913) и «Натюрморт. Георгины» И. Машкова (1912–1913). Написанные в одно время, оба шедевра красноречиво свидетельствуют о творческом триумфе создателей. «Георгины» И. Машкова впервые экспонировались на выставке художников общества «Бубновый валет» в 1914 году. Работа взята в электронный проект Третьяковской галереи, посвященный «Бубновому валету». «Бухарский натюрморт» — замечательный образец натюрмортного творчества П. Кузнецова периода его наивысшего расцвета — публика увидит впервые. Он относится к небольшой группе натюрмортов, выполненных художником под впечатлением поездок в Среднюю Азию.

Три натюрморта П. Кузнецова 1930–40-х — поздние вещи художника, они редко появляются на столичных выставках и мало известны зрителю. Представленные в экспозиции натюрморты П. Кончаловского, А. Куприна, Р. Фалька, А. Лентулова относятся к позднему периоду их творчества и отражают те нововведения, которые культивировало русское искусство ХХ века, базирующееся на опыте французских постимпрессионистов.

Натюрморт А. Лентулова «Ванна» — одна из немногих «нецветочных» работ на выставке — открывает нам почти незнакомого художника. В картине заметно влияние французской живописи первой трети ХХ века (П. Боннар), но в ней же просматривается и то, что позднее, в неофициальном отечественном искусстве 1960-х, назовут прото-соц-артом (М. Рогинский).

Один из разделов выставки посвящен творчеству художников, по разным причинам и в разное время оказавшихся на чужбине: Н. Тархов уехал в Париж в 1898, Н. Гончарова — в 1915, И. Пуни эмигрировал в 1919, С. Судейкин и К. Терешкович — в 1920. Парижские работы Н. Гончаровой и И. Пуни, цветы Н. Тархова и К. Терешковича очень декоративны, убедительны и по-своему раскрывают тему выставки.

Особого внимания заслуживает натюрморт «Куклы» С. Судейкина. Поздний период творчества художника, когда он жил в Нью-Йорке, изучен слабо, а те работы, которые находятся в собраниях русских коллекционеров, почти не выставляются.

К выставке опубликован иллюстрированный каталог со вступительной статьей.

Источник: пресс-релиз галереи Мамонтовых


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110608_mamontov_gallery.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110608_mamontov_gallery.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».