«Образы Божьего мира. Пасхальная сюита»
В музее-заповеднике «Царицыно» открыта выставка религиозной гравюры, книги, декоративно-прикладного искусства. Представлены более 300 произведений XVI — начала XX века из собрания Дома графики имени Д. А. Ровинского
26 апреля в залах Хлебного Дома Государственного музея-заповедника «Царицыно» открылась выставка «Образы Божьего мира. Пасхальная сюита». На выставке представлены более 300 произведений XVI — начала XX века из собрания Дома графики имени Д. А. Ровинского.
Религия всегда питала искусство; ей во многом оно обязано своим развитием и высшими достижениями. Библейские образы в искусстве Европы, безусловно, возвышаются на пьедестале прекрасных творений человеческого гения.
На выставке представлены религиозные гравюры и книги — лишь малая часть великого наследия европейской гравюры (часть ее — русская гравюра) XVI — XIX веков. А все развитие гравюры XV — XVI веков разделяется на две эпохи: до и после Альбрехта Дюрера. Его зрелые работы определили развитие всей европейской гравюры на столетия вперед. К таким гравюрам относится серия «Большие страсти», девятый лист из которой представлен на выставке, и серия «Жизнь Марии». «Жизнь Марии» в интерпретации Дюрера становится поэтическим рассказом, полным любви, радости и грусти.
Не избежал влияния Дюрера и знаменитый гравер XVI века — итальянец Маркантонио Раймонди. Копирование Раймонди листов из графического цикла «Жизнь Марии» без разрешения на то Дюрера, причем до выхода в свет в Нюрнберге (1511) полной серии ксилографий, повлекло за собой первый в истории искусства судебный процесс, связанный с защитой авторских прав.
Выставка предоставляет возможность сравнить оригиналы Дюрера (5 листов из серии «Жизнь Марии») и копии Раймонди — 17 листов из этой же серии. При всем их поразительном сходстве резко бросается в глаза разница в характере линий, которыми строится изображение. Мягкие, пластичные линии ксилографии, вырезанные на дереве, заменяются напряженным острым резцом на медной пластине; сложная прихотливая штриховка переводится в упорядоченный линеарный штрих. Приходится только удивляться, как мастерски Раймонди сумел преодолеть различия в техниках высокой и глубокой печати, создав столь похожие внешне произведения.
В Нидерландах XVI века издание гравюр приобретает массовый коммерческий характер. Наибольшим интересом пользуются религиозные сюжеты — листы, иллюстрирующие Священное Писание или житийную литературу. Создавала такие гравюры блестящая плеяда мастеров-виртуозов, многие из которых были издателями и торговцами гравюрами. В это время возникли и династии граверов-издателей — Вириксов, Коллартов, Саделеров, Гейнов. Листы из таких серий представлены на выставке.
Следующим этапом в иллюстрировании Библейских текстов стало появление так называемых «исторических» Библий — гравированных на меди альбомов, подробно иллюстрирующих библейские тексты.
На выставке представлена цельногравированная Библия, изданная в 1712 году в Аугсбурге. Традиция издания иллюстрированных Библий просуществовала до XX века, к такому типу издания относится и «Ветхий Завет в картинах», отпечатанный в Петербурге в 1846 году по рисункам известного художника А. А. Агина. Это одно из наиболее интересных иллюстрированных русских библейских изданий.
Представленные на выставке работы русских мастеров позволяют увидеть основные этапы развития русской религиозной иллюстрации. Они охватывают все крупнейшие центры ее создания: Московскую Синодальную типографию, типографию Киево-Печерской лавры, московские старообрядческие печатни. Не менее интересна и представленная в рамках выставки экспозиция особого вида религиозного медальерного искусства: церковного жетона и образка (нагрудной иконки).
Собрание из 70 предметов относится к концу XIX — началу XX века. Дополняет его редкий жетон с изображением св. апостолов Петра и Павла (Западная Европа, конец XVII в.). Интерес к коллекционированию православных иконок и жетонов возник не так давно, и до сих пор крупные коллекции этих предметов не выставлялись. Выставка дает возможность ознакомиться с образцами малоизвестного направления религиозного искусства.
Праздничное настроение, соответствующее Пасхе, придает выставке коллекция минералов в форме яйца, создавая яркое декоративное обрамление. Камень, обладающий естественной природной красотой, как нельзя лучше отражает уникальность и непостижимое разнообразие Божьего мира. В целом экспонаты выставки образуют мозаичную и прекрасную панораму «Мира Божия».
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110429_pasha_tsaritsyno.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110429_pasha_tsaritsyno.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.












