Art Investment

«Иконы 1960–80-х» в Русском музее

Выставка включает 218 фотографий актеров, режиссеров, писателей, ученых, спортсменов, теледикторов, известных всей стране и любимых зрителями и читателями в 1960–80-е годы

Сегодня, 28 октября, в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка «Иконы 1960–80-х». Проект, представленный Центром фотографии имени братьев Люмьер (Москва), включает 218 фотографий актеров, режиссеров, писателей, ученых, спортсменов, теледикторов, известных всей стране и любимых зрителями и читателями в 1960–80-е годы. Многие из персонажей фотографий были, как сказали бы сегодня, «иконами стиля», героями и лицом своего времени: Юрий Гагарин, Дмитрий Лихачёв, Владимир Высоцкий, Аркадий Райкин, Дмитрий Шостакович, Андрей Миронов, Георгий Жжёнов, Андрей Тарковский. Авторы снимков — выдающиеся мастера фотоискусства Игорь Гневашев, Валерий Плотников, Владимир Мусаэльян, Юрий Кривоносов, Владимир Богданов, Лев Шерстенников и др.

При подготовке проекта акцент был сделан на жанре репортажного портрета, сохраняющем непосредственную эмоциональность времени и выявляющем неординарность и масштаб личности героев. Репортажных снимков «икон 1960–80-х» сохранилось крайне мало по сравнению с постановочными портретами. Два года работы кураторов выставки в архивах известнейших фотомастеров позволили найти и выбрать поистине уникальный материал. За каждой из представленных на экспозиции фотографий стоит своя история…

Среди снимков на выставке «Иконы 1960–80-х» есть абсолютные раритеты — например, никогда не публиковавшееся фото Дмитрия Шостаковича, сделанное Владимиром Богдановым. Известно, что композитор не любил фотографироваться, а тем более позировать. Богданов снял его случайно в зале Малого театра на премьере пьесы «Лес». Дома, проявив пленку, он с изумлением обнаружил среди снимков зрителей фотографию Шостаковича.

Фотографии, сделанные Игорем Гневашевым на съемках фильмов Леонида Гайдая, Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова, дают возможность почувствовать творческую атмосферу на площадке, увидеть мгновения импровизации, оценить напряженную сосредоточенность режиссерской работы. Среди жемчужин экспозиции — знаменитые фотографии Андрея Тарковского и Анатолия Солоницына со съемок «Сталкера». В снимке Солоницына с секундомером над головой как будто витает предзнаменование трагической судьбы актера.

Съемку минисценок на заданные сюжеты с участием известных актеров часто организовывали газеты и журналы. Одним из самых любимых артистов огромной страны был Сергей Филиппов. Владимир Богданов по заданию газеты «Смена» снимал актера, который должен был предсказать результат матча «Зенита» с одной из московских команд. Филиппов, который был страстным болельщиком ленинградского клуба, на пальцах показывал счет будущей игры.

В «Огоньке» печатали фотоспектакли с участием Игоря Ильинского и Аркадия Райкина. По сути, это были первые советские комиксы, в которых фотографии пластических этюдов Райкина посредством коллажа соединялись с рисунками к ним. На выставке представлены снимки, сделанные Юрием Кривоносовым, много лет работавшим с Аркадием Исааковичем.

«Открытие» заграницы, когда выездными стали многие актеры, спортсмены и журналисты, было грандиозным событием в жизни страны. Появилась возможность устраивать встречи, которые прежде были невозможны. На фотографии Валерия Плотникова запечатлена такая встреча — пикник на подмосковной даче писателя Льва Кассиля. Среди участников — Владимир Высоцкий, Марина Влади, французские друзья Плотникова.

На фотографии Льва Шерстенникова академик Дмитрий Лихачёв стоит посреди кабинета в… тулупе. Взгляд фотографа случайно упал на этот предмет одежды, когда он был в гостях у ученого накануне его 85-летия. Оказалось, что именно маленький тулупчик, привезенный родственниками на Соловки, спасал Лихачёву жизнь в лагере особого назначения (СЛОН) в 1920–30-е.

Многие из фотографов не только снимали элиту, но и сами принадлежали к ней — например, Владимир Мусаэльян, личный фотограф Брежнева на протяжении тринадцати лет. В сохранившейся съемке приватной жизни генсека чувствуется дистанция, уважение к человеку. Профессиональный кодекс высококлассных фотомастеров был неотделим от этического, что отличает их от нынешних папарацци. Именно это свойство делает работы 1960–80-х не только захватывающе интересными, но и остро актуальными сегодня.

Выставка «Иконы 1960–1980-х» позволяет зрителям заглянуть на мгновение в эпоху детства, юности или зрелости, увидеть любимых героев. Этот проект предлагает встречу с той частью прошлого, которую хочется взять в будущее.

Выставка продлится до 17 января 2011 года.

Источник: пресс-релиз ГРМ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101028_kumiry_1960_80_grm.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101028_kumiry_1960_80_grm.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе