Art Investment

В Третьяковской галерее открывается выставка рисунка европейских мастеров

Сегодня в Третьяковской галерее открывается выставка «Путешествовать и рисовать. Рисунки европейских мастеров из Лувра и Музея Орсе. 1580–1900»

Сегодня, 21 сентября, в Третьяковской галерее открывается выставка «Путешествовать и рисовать. Рисунки европейских мастеров из Лувра и Музея Орсе. 1580–1900».

Выставка впервые в России покажет рисунки европейских мастеров, крайне редко покидающие стены двух знаменитых музеев. Даже посетителям Лувра и Музея Орсе эти работы на бумаге доступны лишь на временных выставках или по предварительной договоренности. Богатство и разнообразие графического фонда крупнейших музеев Франции позволило выбрать тему путешествий, близкую художникам разных эпох и всегда интересную зрителю.

Странствия художников играли важную роль в культурном обмене и накоплении знаний. Страстная жажда новых впечатлений, тяга к приключениям, радость открытия мира объединяла и великих мастеров — Н. Пуссена, А. Ван Дейка, П. П. Рубенса, Ж.-Л. Давида, и менее известных российскому зрителю Ж.-Ф. Амана, Л. Н. ван Бларенберга, Н. Периньона, Ж.-П. Уэля и других художников, работы которых представлены в Третьяковской галерее.

Экспозиция построена по хронологическому и тематическому принципам и включает несколько разделов: «XVII век и зарождение научной мысли», «XVIII век: между реальной и воображаемой античностью», «Романтические путешествия начала XIX века», «В поисках заветных берегов и экзотических стран». Такая подача материала позволяет проследить, как менялись направления, цели и характер путешествий художников, что отражалось не только на выборе изобразительного мотива, но и на стиле и технике исполнения произведений.

Центром притяжения для художников XVI — XVIII веков была Италия, где соседствовали христианская и античная культура. Ярким свидетельством такого интереса могут служить работы Яна Брейгеля Старшего «Храм Януса и собор Сан-Джорджио-ин-Велабро в Риме» (ок. 1593) и «Вид каскадов Тиволи» (1593), ставшие своеобразным эпиграфом выставки. Именно североевропейские живописцы создают в Италии особый жанр пейзажа, высоко ценимый со второй половины XVI века. В XVII столетии путешествие в Рим было столь традиционным, что «колонии» иностранных художников занимали целые кварталы. При Людовике XIV была учреждена Французская академия в Риме, с деятельностью которой связаны имена Ю. Робера, Ж.-О. Фрагонара, Ш.-Ж. Натуара. Плоды получаемого здесь художественного образования в полной мере проявятся в XVIII веке.

Начиная с XVII века все большее число научных экспедиций и дипломатических миссий снаряжалось с участием художников, чьей задачей было запечатление новых, дотоле неведомых мест, их реалий и обычаев. На основе привезенных из поездок рисунков издавались гравюры, что прививало в обществе вкус к страноведению. Развитие археологии в начале XVIII века также способствовало расширению географии путешествий художников. В поездках в Грецию были исследованы и зарисованы античные памятники, открыты храмы Пестума. Вышедшие на основе набросков художников издания имели грандиозный успех, породив моду на стиль à la Grecque, господствовавший в декоративном искусстве и в архитектуре Франции в 1760-е годы.

Наполеоновские походы раздвинули культурные горизонты европейцев. Египетская кампания способствовала естественнонаучным исследованиям, развитию исторической науки, археологии, расширению торговых связей, и через 20 лет «восточное направление» стало главным для путешествующих художников. А. Доза, Д. Папети, П. Мериме отправляются в Александрию, в Грецию, в Палестину (Э. Делакруа «Молодой араб в своем жилище», 1832; «Марокко. Лагерь», 1832; А. Монфор «Ворота в крепостной стене Бейрута», 1837). В череде открытий дальних стран не была забыта и Россия. «Русские сюжеты» Ж.-Б. Лепренса (ок. 1750), выполненные в технике сепии, сангины, итальянского карандаша, имели большой успех во Франции и пробудили интерес к России у французских энциклопедистов.

В начале XIX века в самой Европе еще оставались области, практически не исследованные художественно: французская провинция, английская деревня и маленькие немецкие города. Следом за художником Р. П. Бонингтоном (выходцем из английской семьи, обосновавшейся во Франции) живописцы открывали красоту западных берегов Франции. Возрос интерес к памятникам Средневековья, чудом уцелевшим во время Французской революции. В 1825 году Виктор Гюго писал в памфлете «Война разрушителям»: «Если и дальше положение вещей не изменится, то у Франции в скором времени не останется ни одного национального памятника, кроме описанных в “Иллюстрированных романтических путешествиях по старой Франции”, где соперничают в изяществе, воображении и поэзии карандаш Тейлора и перо Ш. Нодье…» Результатом упорных усилий барона И. Тейлора и его друзей и неустанных действий Мериме, прибегнувшего для этих целей к своим связям при дворе Наполеона III, стало создание службы охраны исторических памятников прошлого. Многие архитектурные сооружения не уцелели в мировых войнах ХХ века и известны нам только по изображениям (А. Доза «Реймский собор», около 1830; Э. Изабэ «Замок Витре», между 1850 и 1860).

Вторая половина XIX века представлена на выставке работами К. Писсарро, К. Моне, П. Гогена, П. Синьяка из собрания Музея Орсе. В это время поездки в страны Дальнего Востока — Китай, Японию, на острова Океании, встреча с новыми экзотическими традициями оказали влияние на сложение новых художественных форм.

Несомненно, художники путешествовали не больше, чем другие европейцы. Однако их роль в открытии и постижении различных культур оказалась первостепенной. В далеких странствиях рисунок был их основным инструментом фиксации новых впечатлений, о чем свидетельствует множество блокнотов с зарисовками. Художник с его природной любознательностью и непосредственностью был во все времена неким катализатором стремлений человечества к исследованию нового, способствуя толерантности и гуманизму.

Выставка — изысканный графический подарок Лувра и Музея Орсе — важный этап в развитии графического проекта, который реализуется в Третьяковской галерее в течение последних двадцати лет. В нем уже принимали участие российские музеи. Теперь проект приобрел международное звучание: знаменитые коллекции позволили расширить географические рамки искусства рисунка для нашего зрителя.

Выставка продлится до 14 ноября 2010 года.

Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100921_gtg_orse_museum.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100921_gtg_orse_museum.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».