Выставка в Париже связала Моне с абстракционизмом
Выставка «Моне и абстракционизм» Музея Мармоттан в Париже проводит аналогии между поздними работами художника-импрессиониста и произведениями абстракционистов
В Музее Мармоттан в Париже открыта выставка «Моне и абстракционизм». Музей, обладающий крупнейшим собранием работ Клода Моне (Claude Monet) в мире, совместно с мадридским Музеем Тиссен-Борнемиса создал оригинальную экспозицию. Ее основная идея — продемонстрировать примеры абстракционизма в творчестве Моне. И хотя сам импрессионист не считал себя абстракционистом ни в коей мере, сейчас многие искусствоведы видят Клода Моне предтечей этого течения. На выставке проводятся параллели между поздними работами художника и произведениями абстракционистов.
Идея не нова. Еще в 1950-х, когда абстрактный экспрессионизм в Америке получил статус самостоятельного направления в живописи, художественный критик Клемент Гринберг (Clement Greenberg) провел прямую связь от кувшинок Моне к нью-йоркской школе. Тогда же, в 1950-х, МоМА приобрел несколько полотен Моне и экспонировал их как произведения «абстрактного импрессионизма».
Сам Клод Моне не проявлял особого интереса к абстракционизму, который к моменту его смерти в 1926 уже существовал два десятилетия. Он любил называть свои двухметровые полотна, которые он писал для Оранжереи Тюильри (нынешний Музей Оранжери в Париже), «большими декорациями» и, даже практически ослепнув, Моне продолжал писать с натуры — в своем саду в Живерни.
Не видели в Моне своего вдохновителя и сами абстракционисты, за исключением Джоан Митчелл (Joan Mitchell), перебравшейся для работы в Ветей, где ранее жил художник.
Музей Мармоттан и испанский Музей Тиссен-Борнемиса, где выставка «Моне и абстракционизм» прошла ранее, к новой теории относятся с понятной осторожностью. Если присмотреться, размытые пейзажи почти слепого Моне могут напомнить картины Джексона Поллока (Jackson Pollock), хотя их подходы к творчеству различны: Поллок искал идеи внутри себя, а Моне по-прежнему вдохновляла природа.
То же можно сказать и о Марке Ротко (Mark Rothko), Сэме Фрэнсисе (Sam Francis), Адольфе Готлибе (Adolph Gottlieb) и других абстрактных экспрессионистах, работы которых представлены на выставке: они из другого мира. Лишь некоторые работы Герхарда Рихтера (Gerhard Richter) и Николя де Сталя (Nicolas de Stael) могут считаться связующими между фигуративным и абстрактным искусством.
Наклеивать на поздние работы Моне ярлык абстракционизма можно и с целью коммерческой выгоды. После смерти художника его сын и наследник Мишель не собирался продавать работы отца, найденные в его студии в Живерни. Они воспринимались как вспомогательные материалы, неудавшиеся наброски, оставшиеся после его работы над проектом стенных полотен для Оранжереи Тюильри. Представить теперь эти картины как произведения абстракционизма на арт-рынке — идея гениальная в своей простоте.
Выставка в Музее Мармоттан продлится до 26 сентября 2010 года.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100821_mounet_abstract_paris.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100821_mounet_abstract_paris.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.