Живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура в Радищевском музее
Экспозиция проходит в рамках проекта «Собиратели. Частное коллекционирование в России XVIII — XX века»
В Радищевском музее (Саратов) в рамках проекта «Собиратели. Частное коллекционирование в России XVIII — XX века» проходит выставка живописи, декоративно-прикладного искусства и скульптуры.
Выставочный проект продолжает программу мероприятий 2010 года, приуроченных к 125-летию музея.
Идея выставки подсказана нашими зрителями. Все чаще людей занимает вопрос о происхождении музейных сокровищ. Каждая картина, скульптура, предмет убранства хранит на себе отсвет личности прежнего владельца. Кто он? Кому мы обязаны возможностью приобщения к произведениям искусства? О собирателях, дарителях, особенно саратовских, известно немного, иногда — ничего.
До недавнего времени этот аспект не казался столь важным в изучении коллекции, основное внимание уделялось качеству экспонатов. На самом деле представление о владельце неизмеримо обогащает восприятие музейного предмета. История бытования, принадлежность к солидной коллекции играет не последнюю роль в атрибуции произведения.
Коллекционирование памятников искусства и старины изначально было привилегией высшего сословия. Во второй половине ХIХ столетия собирательство в России сделалось общим увлечением, почти модой. Это и было культурной почвой для возникновения музеев. И если идея Радищевского музея возникла у А. П. Боголюбова в Дюссельдорфе, то созидание его совершалось благодаря поддержке многих соотечественников, сочувствующих просветительской идее А. П. Боголюбова. Это Александр III, коллекционеры А. В. Звенигородский, братья П. М. и С. М. Третьяковы, А. А. Журавлёв. В Саратове люди разного звания — не только князь Куракин и граф Нессельроде, но и крестьяне, нашедшие в земле золотоордынские монеты или глиняные сосуды, — несли все, касающееся старины. Судя по квитанционным книгам, музей все принимал. Сегодня «хотелось бы всех поименно назвать».
В 1920-е годы в музей попали частички больших фамильных коллекций, собиравшихся несколькими поколениями князей Юсуповых, Голицыных, графов Орловых-Давыдовых, картины из огромного собрания московского фабриканта Генриха Брокара, рассеянные по всей стране. Наступило время собирать эти коллекции хотя бы на временные выставки. Музей принял участие в больших выставочных проектах восстановления коллекций Юсуповых, Голицыных, Брокар в ГМИИ имени А. С. Пушкина в Москве.
Сведения о собирателях, особенно саратовских, чаще всего находились по крупицам. На выставке впервые будет показана часть национализированного собрания известных саратовских купцов и предпринимателей отца и сына Кокуевых — четыре пейзажа западноевропейских художников эпохи романтизма. Один из них отнесен ныне к английской школе. По этим картинам можно в какой-то степени почувствовать дух этого купеческого дома, где, судя по всему, умели ценить прекрасное. Из этого же дома происходит редкой красоты резная ваза из мягкого камня итальянской работы XVIII столетия.
Обращение к личности собирателя становится иногда актом восстановления исторической справедливости. Видимо, это относится к М. Н. Галкину-Враскому. В бытность саратовским губернатором и затем, служа в Петербурге, он много сделал для осуществления идеи А. П. Боголюбова.
Он завещал музею свою коллекцию, просил в завещании поместить ее в отдельный зал. Никогда коллекция М. Н. Галкина-Враского не была показана вся и не будет, потому что она не сохранилась целиком. Лучшие вещи реквизированы в «Антиквариат», Госфонд для продажи за границей, многое передано в другие музеи и организации. Тем не менее вклад М. Н. Галкина-Враского в наше собрание ощутим. Достаточно назвать портрет Екатерины II кисти И. Б. Лампи, большую картину И. К. Айвазовского, мебель в стиле ампир. Несомненно, особый интерес саратовцев вызовут пополнившие музей в ХХ веке собрания земляков — М. Ф. Глазунова, Е. П. Разумовой, О. А. Гордеевой, Н. М. Гущина.
На выставке экспонаты, по возможности, расположены не по хронологии, а по коллекциям, к которым они принадлежали. Таким образом, организацией этой выставки мы стараемся исполнить долг благодарной памяти ушедшим поколениям, трудами которых возник Радищевский музей.
Выставка работает до 10 августа 2010 года.
Источник:
P.S. В рамках проекта «Собиратели. Частное коллекционирование в России XVIII — XX века» открыта выставка «Европейский рисунок XVI — XIX веков».
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100623_painting_saratov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100623_painting_saratov.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.