Art Investment

«Круг Чиркова» в галерее «Кино»

Сегодня в галерее «Кино» состоится открытие выставки «Круг Чиркова». Представлены работы Антона Николаевича Чиркова и его учеников: Дмитрия Краснопевцева, Юрия Васильева, Бориса Свешникова

Сегодня, 18 мая, в галерее «Кино» (Большой Ржевский пер., 8) состоится открытие выставки «Круг Чиркова». Экспозицию составили живописные работы художника Антона Николаевича Чиркова, педагога Училища памяти 1905 года и его учеников: Дмитрия Краснопевцева, Юрия Васильева, Бориса Свешникова, — ставших впоследствии известными мастерами нонконформизма, а также Виктора Кузнецова и Дмитрия Чиркова, замечательных художников-колористов, не получивших широкой известности при жизни, несмотря на яркий самобытный талант. Некоторые работы зритель увидит впервые.

Имя Антона Николаевича Чиркова прозвучало в стенах галереи «Кино» не так давно в контексте выставки ранней графики Дмитрия Краснопевцева из собрания Наталии Опалевой, а также на страницах каталога, выпущенного к этому проекту. Именно тогда внучка Антона Чиркова, Елена, и дочь Юрия Васильева, Василиса, решили показать работы учителя и его наиболее талантливых учеников. Так был задуман проект «Круг Чиркова».

Несколько слов об Антоне Николаевиче Чиркове. Родился 22 февраля (7 марта) 1902 в селе Напольный Вьяс Пензенской губернии. В 1921 окончил Пензенское художественное училище, а в 1922 поступил и в 1927 закончил ВХУТЕМАС. Профессора Осмёркин и Машков отмечали его выдающиеся способности. Натюрморт «Хлебы», написанный Чирковым в 1924 одновременно с профессором Машковым, маэстро признал лучшим, чем свой, и поставил наивысшую оценку в 100 баллов. В 1925 эта работа побывала на Всемирной выставке в Париже. Такой же уровень мастерства студент Чирков продемонстрировал в мастерских Осмёркина («Кухонный натюрморт») и Кончаловского («Обнаженная»). Работай художник и дальше в такой манере, он безусловно стал бы успешным и добился бы официального признания.

Но... В 1928 Чирков смело уходит от этого благополучного стиля, получившего впоследствии название «русский сезаннизм» и задумывает форматное полотно «1917 год», изображающее с поразительным сарказмом разгром винокуренного завода в г. Пензе местными жителями. Таким было у художника восприятие революции. Это, конечно, был вызов социалистическому обществу. А попытка показать картину на выставке в ДК «Серп и молот» в 1937 (!) едва не стоила художнику жизни. Полотно сняли в первый же день работы выставки, и только заступничество за бывшего студента таких мэтров живописи, как Машков и Кончаловский, спасло от неминуемой беды.

  • АНТОН ЧИРКОВ Митрополит Коломенский и Крутицкий. 1945

В 1930 Антон Николаевич начинает педагогическую деятельность в Училище памяти 1905 года. Ученики его боготворят, но начальство не жалует за нетрадиционный подход к преподаванию, который «противоречит коммунистическому воспитанию», критикует даже за безыдейность постановок натюрмортов. Чирков терпит нападки и со стороны коллег, но фанатическая преданность искусству не позволяет ему разменивать талант в дрязгах и суете. Он трудится над своими полотнами, как одержимый, зачастую откладывая кисть далеко за полночь. Пишет в основном для себя, хотя жизнь заставляет иногда обращаться к заказам. Однако не получалось у него писать «чего изволите». Вот один из примеров: летом 1931 Чиркова направили по контрактации в Мурманск, на рыбный промысел, откуда предстояло привезти 2 живописных работы на темы социалистического строительства и обороны СССР. Художник привез полотно... «Северная Венера». Комиссия, конечно, раскритиковала картину и командировочные постановила вернуть.

Положение художника усугублялось еще и тем, что он был истинно верующим, — с середины 1930-х религиозная тема стала ведущей в его творчестве. В работе «Декабристы» главным персонажем он сделал священника. Комиссия соглашалась принять работу при условии, что изображения «классового врага» на картине не будет. Но художник наотрез отказался это сделать и уничтожил полотно. Больше он никогда не обращался к заказам.

Как ни парадоксально, но с началом войны у Чиркова связан наиболее плодотворный период в творчестве и преподавании. В период с 1941 по 1946 он создал лучшие свои работы, открыто обратившись к духовной теме: «Автопортрет со свечой», «Автопортрет с Евангелием», «Калики перехожие», «Иордань». В то же время Антон Николаевич написал целую серию глубоко философских картин: «Вакх», «Красное знамя», «Совет», «Голова и раковины», «Индюк» и др., в которых с поразительной экспрессией показал свое отношение к действительности. С несколькими студентами у Чиркова установились особо доверительные отношения, мастер приглашал их к себе в мастерскую, демонстрировал свое творчество. Ученики были потрясены увиденным. В мастерской велись откровенные беседы, которые открывали им глаза на жизнь, на искусство. Одержимость творчеством входила в их плоть и кровь. И каждый выбрал путь, пройденный учителем, — путь самостояния в искусстве.

Сохранились живые свидетельства — воспоминания близких учеников А. Н. Чиркова. Вот некоторые из них:

«Вся моя жизнь прошла под знаком особой благодарности моему первому учителю, который на многое открыл мне глаза, научил любить искусство, понимать его. Да и сам Антон Николаевич — как вечный укор и пример самого чистого, самоотверженного служения искусству. Особенно это проявилось, на мой взгляд, в самые тяжелые годы, во время учебы в войну, в нетопленом училище, откуда разбежались все директора, а мы с упорством занимались. В пальто, в перчатках, полуголодные — но писали! Антон Николаевич обладал удивительным даром: он умел вдохновлять, зажигать, открывать нам глаза на жизнь, на искусство, забывая обо всем. Мы работали целыми днями, не обращая внимания на тревоги, бомбежки и прочие трудности.

Учились мало, мы творили, и, конечно, такое творчество, такая преждевременная ставка на талант, чувство — все это было на песке. Не задумываясь ранее над этим, сейчас вижу, что он был прав. Учебы и не могло быть, для этого нужна более подходящая обстановка. А вот заронить чувство искусства, заложить такое, о чем я с тех пор ни от кого не слышал, — это было не мало, это помогало жить, это было так здорово, что голодные и трудные годы вспоминаются как чуть ли не самое светлое в жизни».

Дмитрий Краснопевцев

«Еще перед войной наш курс был особенным. Мы были так сплочены, что всем казалось — это были родные люди, а не студенты и учитель. Чирков отдавал нам все, что у него было. Тайн не было, были только бесконечные общения, которые потом превратились в откровения. Нам всем хотелось пройти тот же путь, что прошел он. Но сначала мы должны были выпрямить души, возлюбить родную землю, ее культуру, тогда это позволит возлюбить всю землю, всю культуру, накопленную человечеством…

…1941-й год. Война, голод, а у Чиркова работа идет полным ходом. Энтузиазм, с которым мы работали во время войны, был невиданным. Училище было повреждено бомбежкой, не топили, акварель замерзала на листе, не ложась, но мы работали как безумные. Вся работа была творческая, не учебная. Писали свободные композиции, натюрморты и разные фантазии. Разрешалось Антоном Николаевичем все — только пошлость была под запретом. Мы это хорошо усвоили и все стремились к возвышенному. Занятий как таковых не было. Были встречи, на которых мы обсуждали принесенные из дома работы. Было радостно получить похвалу, на которую рассчитывать было почти невозможно».

Юрий Васильев

Выставка открыта для публики с 19 по 28 мая 2010 года.

Источник: gallerykino.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100518_krug_chirkova.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100518_krug_chirkova.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».