Art Investment

Владимир Лебедев: «…я — художник двадцатых годов»

Сегодня в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу состоится открытие выставки рисунков Владимира Лебедева

Сегодня, 14 мая, в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу (залы 21–22) состоится открытие выставки рисунков Владимира Лебедева «…я — художник двадцатых годов», которая проводится в рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники».

Ленинградец Владимир Васильевич Лебедев (1891–1967) считал, что его сформировала именно духовная атмосфера двадцатых годов. Однако кубизм — столь популярный в годы становления Лебедева–художника пластический метод — не был для него мировоззрением. Его формальными приемами мастер пользовался, чтобы «собрать и организовать стихию русского искусства, жадного к выражению и нетерпеливого в ученичестве».

Лебедев рисовал с детства, увлеченно и страстно. Интересно, что, сильный рисовальщик, он не получил систематического образования. В 1910–1911 годах посещал мастерскую Ф. А. Рубо в Академии художеств, затем занимался в студии М. Д. Бернштейна. В 1910-х художник сотрудничал с разными сатирическими журналами.

В конце 1910-х Лебедев увлекся кубизмом, который стал для него школой овладения профессиональной культурой. Яркий пример кубистических опытов — листы из серии «Прачки» или «Гладильщицы» (1920–1925), в которых автор последовательно решает различные формальные задачи: его интересуют способы ритмической организации композиции, взаимодействие простых форм, имеющих различную фактуру, тон, цвет.

В начале 1920-х Лебедев работал в плакатном отделе петроградских «Окон РОСТа». Плакатная ясность перешла в детскую книжную иллюстрацию, которой художник занимался начиная с 1921 года. На выставке представлены эскизы иллюстраций к «Слоненку» Р. Киплинга (1921), произведениям С. Маршака «Цирк» (1925), «Как рубанок сделал рубанок» (1927) и др., которые представляют классические образцы детской книги 1920-х.

В первой половине 1920-х в творчестве Лебедева появилось тяготение к работе сериями, варьированию близких мотивов. Многие рисунки, запечатлевшие преимущественно уличную жизнь послеоктябрьской поры (серии «Панель революции» (1922), «Новый быт» (1924), «НЭП» (1925)), были опубликованы в сатирических журналах. В них художник смог, подобно Михаилу Зощенко, уловить стиль новой советской жизни с ее своеобразным бытом и карикатурными персонажами. В работах из серии «НЭП», выполненных ламповой копотью, появляется «избыточная» для жанра бытового рисунка художественная выразительность. Рисунок стал более живописным и воздушным. Острая наблюдательность сатирика сменилась немного ироничным любованием.

Во второй половине 1920-х Лебедев обратился к такому традиционному для изобразительного искусства мотиву, как пластика женского тела. С 1926 года он начал систематически рисовать с натуры женскую модель, изображение которой варьируется в листах из серий «Балерины», «Гитаристки», в сотнях рисунков натурщиц, запечатлевших одну или две фигуры. Рисунки, выполненные в различных техниках, демонстрируют зрелое мастерство художника.

На рубеже 1920–1930-х в творчестве Лебедева наметился отказ от графики в пользу живописи, что происходит не без влияния изменившихся требований времени. В 1930-е годы он работал над портретами и натюрмортами.

В 1931 году несколько работ Лебедева подверглись резкой критике в печати, а пять лет спустя он вместе с В. М. Конашевичем стал объектом грубых нападок в статье «О художниках-пачкунах» («Правда», 1936, 1 марта). Статья, послужившая сигналом к травле ленинградских художников детской книги, была частью широкой идеологической кампании, направленной против ряда деятелей искусств Ленинграда.

В последующие годы Лебедев активно занимался живописью и иллюстрировал детские книги. Однако более поздние работы художника не шли в сравнение с шедеврами 1920-х: новаторские находки того времени не смогли найти воплощения в искусстве 1930–50-х.

На выставке представлено около 80 произведений из собрания Третьяковской галереи и частной московской коллекции, созданных художником в самый яркий период его творчества, в 1920-е годы, многие из них экспонируются впервые.

Выставка работает до 20 июня 2010 года.

Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100514_lebedev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100514_lebedev.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».