«Весь мир — театр…». Гравюра из коллекции М. Ф. Ларионова в ГТГ
Сегодня в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка произведения из собрания М. Ларионова и Н. Гончаровой, которое по завещанию вдовы художника А. К. Томилиной поступило в Галерею в 1989 году
Сегодня, 16 февраля, в Государственной Третьяковской галерее (Лаврушинский переулок, 10, залы графики) состоится открытие выставки из фондов графики XVIII — начала XX века «Весь мир — театр…». Представлена гравюра из коллекции М. Ф. Ларионова.
Третьяковская галерея продолжает открывать широкой публике произведения из коллекции М. Ларионова и Н. Гончаровой; это собрание по завещанию вдовы художника А. К. Томилиной поступило в Галерею в 1989 году.
Настоящая выставка расскажет о собирательской деятельности знаменитого русского художника-авангардиста Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964). М. Ларионов и Н. Гончарова покинули Россию в 1915 году, присоединившись к гастролировавшей в Западной Европе балетной труппе С. П. Дягилева, для которой они создавали костюмы и декорации, и навсегда остались в Париже.
Название выставки — цитату из У. Шекспира — можно понимать буквально: выставка отражает интерес М. Ларионова к истории театра, танцу, костюму, цирку и представляет работы со всего мира.
Важным мотивом собирательства для мастера была его профессиональная деятельность как художника театра, для которой гравюра служила источником ярких визуальных впечатлений и новых технических приемов.
На выставке экспонируется около 300 работ — малая часть собрания печатной графики М. Ларионова, общее количество которой приближается к 10 тысячам листов. Диапазон собирательских интересов художника был очень широк. Произведения Ж. Калло или Утамаро соседствуют в его коллекции с иллюстрациями из пособий по рукопашному бою, фехтованию и проведению рыцарских турниров, журнальной литографией и ксилографией второй половины XIX века, модными картинками, игрушками, образцами промышленного дизайна, гелиогравюрами, олеографиями и пр.
Экспозиция состоит из разделов, отражающих разнообразие коллекции.
Раздел «Необыкновенное путешествие» познакомит с афишами середины XVIII — начала ХХ века, напечатанными в разных странах и приглашающими увидеть различные зрелища: цирк, фокусы, театр, танец. Зритель посмотрит «оптические виды» городов мира и совершит путешествие «по странам и континентам» примерно так, как это мог сделать в старину обычный зевака с ярмарочной площади.
Раздел «Весь мир — театр» посвящен гравюре Западной Европы начала XVI — XVIII веков. Он знакомит с основными европейскими гравировальными техниками и отражает театрализованную, зрелищную природу европейского искусства того времени, проявляющуюся в разных формах в исторической и религиозной композиции, пейзаже и интерьере, бытовом жанре, портрете и пр.
La vie parisienne («Парижская жизнь») представлена в образах, созданных классической французской сатирической литографией и ксилографией середины XIX века. Это сцены из жизни артистов, художников и циркачей, завсегдатаев оперных лож и обитателей закулисья, балы и маскарады, вариации на вечную тему «талантов и поклонников» — миф о жизни французской богемы, созданный самими французами.
Русскому искусству гравюры отдан раздел «…И дым отечества…». Его украшает превосходная серия литографий начала XIX века с изображениями типов петербургских простолюдинов — мастеровых, разносчиков, торговцев. Здесь представлены разнообразные материалы по истории лубка: народные картинки XVIII — второй половины XIX века, а также варианты авторских лубков первых двух десятилетий ХХ века: старообрядческий лубок, лубок двух войн — Первой мировой и Гражданской.
Раздел «В ритме танца» посвящен изображению танцев различных народов мира в гравюрах европейских художников конца XVIII — начала ХХ века. В центре его — серия колорированных акварелью итальянских акватинт, несущих в себе дыхание поэтики романтизма. Дополняют раздел материалы к иконографии двух блистательных танцовщиц классического балета 1820–40-х годов — М. Тальони (лирический танец) и Ф. Эльслер (характерный танец).
«Но Запад есть Запад, Восток есть Восток…»: древняя восточная культура увиденная глазами европейцев — художников первой половины ХХ века. В разделе представлены литографии друга М. Ларионова и Н. Гончаровой, английского художника Ч. Ф. Винцера (Индия, китайский традиционный театр) и листы из альбома «Кабуки» А. Е. Яковлева.
Раздел «…Под вишнями в цвету» представляет японскую ксилографию XVIII — начала ХХ века: афиши театра «Кабуки», изображения актеров в различных амплуа и обитательниц веселых кварталов, образы японской мифологии и литературы, пейзаж и городской жанр, сцены придворной жизни императора Мэйдзи. Зал украшают катагами — трафареты для нанесения орнамента на ткань.
В разделе «С Новым годом, с праздником весны!» экспонируются китайские и вьетнамские новогодние народные картины. Это благопожелательные лубки, лубки-обереги, иллюстрации к классическим произведениям древности и изображения сцен из театральных спектаклей. Здесь же представлены литографированные лубочные картинки из Индии и Камбоджи.
Выставка открыта для публики с 17 февраля по 26 сентября 2010 года.
Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100216_larionov_engavings_gtg.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100216_larionov_engavings_gtg.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.