Art Investment

Художники и цены

Последний дар Саввы Ямщикова Ярославскому Художественному музею

Выставка одного произведения — портрета кисти Дмитрия Левицкого из собрания Ярославского Художественного музея — открыта в ГИМе

В 2009 году Савва Васильевич Ямщиков предложил провести в Государственном Историческом музее выставку одного произведения из собрания Ярославского Художественного музея. Сегодня «Портрет великой княжны Александры Павловны в детском возрасте» (1791) кисти прославленного живописца XVIII века Д. Г. Левицкого (1735–1822) экспонируется в зале ГИМа, посвященном эпохе Екатерины Великой.

Эта выставка — последний подарок Ярославскому Художественному от Саввы Ямщикова, давнего Друга Музея, Куратора, выдающегося Искусствоведа, Реставратора, известного общественного деятеля.

О произведении

В 1998 году в истории Ярославского художественного музея произошло событие, равного которому не было за всю его тогда 80-летнюю историю. Частным лицом музею был подарен портрет кисти Д. Г. Левицкого, одного из самых прославленных художников XVIII века, ранее не представленного в коллекции. Подарил портрет музею известный в России и за рубежом деятель культуры, искусствовед, реставратор и организатор уникальных выставок С. В. Ямщиков. Он не коллекционер. Портрет оказался у него по воле случая, а до 1975 года он находился в собрании вдовы московского художника Н. Н. Степаненко.

Авторская надпись на обороте холста сообщает, что это «Портретъ великой княжны Александры Павловны. Писанъ в Петербурхе въ 1791 году оригиналнымъ мастеромъ повторенный Господиномъ Димитрϊемъ Левицкимъ». На небольшом полотне представлен удивительный образ девочки, почти ребенка, одетой в шелковое платье с кружевами и лентами, на манер взрослой дамы. Ее пышные волосы, затейливо уложенные по тогдашней моде, украшены, как короной, венком из ярких цветов, роз, незабудок, гиацинтов, соперничающих по красоте с их бриллиантовыми подобиями. Портрет поясной, в профиль, что привлекает к нему еще больше внимания — такой прием встречается в живописи не часто. Он заставляет вспомнить старинные камеи и медали с изображениями знатных особ. Обращает на себя внимание желание художника совместить в одном лице величественную даму и трепетное, чуть капризное и кокетливое юное создание.

Перед нами сразу встал вопрос, зафиксирован ли он в творческом наследии мастера, или это очередное открытие, которое преподнес Савва Васильевич. Да, портрет до сих пор не был известен исследователям творчества Левицкого. Он представляет собой уменьшенный (х., м., 57,5 х 45) поясной вариант выполненного в 1791 году портрета в рост старшей дочери императора Павла I в восьмилетнем возрасте, стоящей на террасе Камероновой галереи в Царском Селе (х., м., 183 х 125, до 1941 – Китайская галерея Гатчинского дворца-музея, ныне — Павловский Дворец-музей). По спискам произведений художника, составленным С. П. Дягилевым (1902) и И. Э. Грабарем (1922), установлено, что художник написал три погрудных варианта данного иконографического типа (не путать с портретом Александры Павловны en face в серии портретов дочерей Павла Петровича, исполненных в начале 1790-х). Один (х., м., 71,2 х 55,6; воспроизведен: Дягилев С. П. Русская живопись в 18 веке. Том I. Д. Г. Левицкий. [СПб, 1902]) предположительно считался этюдом к портрету в рост, до 1917 находился в Романовской галерее Зимнего дворца, второй был в Большом Петергофском дворце (в 1922 еще в наличии, включены Грабарем в список юбилейной выставки Левицкого) и третий — в имении князя Ф. А. Куракина Надеждино в Саратовской губернии. В настоящее время их местонахождение не установлено. Неужели после стольких лет забвения «всплыл» один из этих поясных портретов? Точнее — один из двух последних (их размеры не известны).

Портреты выполнены Левицким (в списках указаны не копии, а этюд и его варианты) по заказу царской семьи — вероятно, самой Екатерины II. Ведь Александра Павловна (1783–1801) была любимой ее внучкой. К сожалению, судьба не жаловала юную княжну. После расстройства неудачного сватовства ее за шведского короля Густава IV, она в 1799 году была обвенчана с наследником австрийского престола эрцгерцогом Иосифом, бывшим тогда палатином венгерским. Брак был необходим для укрепления союза между Россией и Австрией в борьбе против Франции. 2 ноября 1799 года Александра Павловна выехала с мужем в Австрию. Венский двор, находившийся на пути разрыва с Россией и приверженный к католицизму, встретил православную эрцгерцогиню очень холодно. Она скончалась совсем молодой в Офене от трудных родов. Ряд современных исследователей не исключают и насильственной смерти.

Портрет Александры Павловны в рост на фоне Камероновой галереи относится к типу так называемых костюмированных изображений (с их принципом «двойного преображения»), которые, как замечает один из исследователей творчества Левицкого — Г. Н. Голдовский, «как бы иллюстративно соответствуют литературной программе». В данном случае «возникает возможность обоснованного соотнесения картины и стихотворения Г. Р. Державина «К грациям» в рукописной редакции 1790 года, с развернутым заглавием «На случай балов, бываемых в колонадной галерее в Сарском Селе» и строками:

«Не на ваших ли ланитах

Усмехаются лилеи,

И на челах, льном блестящих,

Из цветов лежат веночки…»

Иллюстративность в образе юной княжны подчеркнута и гладкой, тонко проработанной фактурой живописи, построенной на декоративном сочетании цветов и световых контрастах, что особенно заметно в данном погрудном варианте. Несмотря на некоторую сухость исполнения, портрет подкупает живостью героини, которая прорывается сквозь приличные ее сану сдержанность и величие. Он по-прежнему свидетельствует о высоком мастерстве стареющего художника.

О Савве Васильевиче Ямщикове

В заключение необходимо сказать еще несколько слов о Савве Васильевиче Ямщикове. Он был заслуженным деятелем искусств РСФСР, долго работал заведующим отделом пропаганды художественного наследия Государственного научно-исследовательского института реставрации. Принимал активное участие в деятельности культурных организаций — Фонда культуры, Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, Ассоциации реставраторов. Был лауреатом премии Ленинского комсомола, награжден Серебряной медалью Академии художеств СССР. Но главным делом жизни Саввы Ямщикова были открытия уникальных произведений русской культуры, забытых имен художников, введение в научный обиход новых живописных школ. Он с бригадой единомышленников — реставраторов помогал провинциальным музеям сохранять памятники искусства. Затем устраивал знаменитые выставки, знакомившие миллионы зрителей с сокровищами Пскова, Новгорода, Вологды, Костромы и, конечно, Ярославля. По материалам таких реставрационных выставок он выпускал десятки альбомов, каталогов, научных сборников.

  • Савва Ямщиков у портрета кисти Д. Г. Левицкого. 2002

С Ярославским музеем С. Ямщикова связывали долгие годы творческого сотрудничества и сердечной дружбы. Начало знакомству положила совместная работа над выставкой «Ярославское искусство XVII — XIX веков» (иконопись и портрет), прошедшей с успехом в 1980 году в Ярославле, Ленинграде и Москве. Вероятно, не случайно Савва Васильевич решил принести в дар музею, городу Ярославлю редчайшее произведение кисти Д. Г. Левицкого «Портрет великой княжны Александры Павловны». Это акт человеческого бескорыстия и душевного благородства, заслуживающий искренней признательности и благодарности, высоко ценимый во все времена и приобретающий особое значение сегодня.

Выставка открыта до 21 февраля 2010 года

Источник: artmuseum.yar.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100201_yarmuseum_portret.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100201_yarmuseum_portret.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ЛАГОРИО Лев Феликсович (1826–1905) Шторм. 1899 (52 × 79,2 см)

Текущая ставка1055555 RUB
Окончание торгов2024-06-28 12:00
сделать ставку

БУРЛЮК Давид Давидович (1882–1967) Оранжевые лилии. 1954 (77 × 63,5 см)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-06-28 12:00
сделать ставку

РУХИН Евгений Львович (1943–1976) Оторванный замок. 1969–1970 (95,5 × 100 см)

Текущая ставка17000 RUB
Окончание торгов2024-06-28 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».