Art Investment

Художники и цены

Ленинградская станковая литография в Галеев галерее

Сегодня, 20 ноября, в Галеев галерее (Б. Козихинский пер., 19/6, стр. 1) состоится открытие выставки «Ленинградская станковая литография. Довоенный период (до 1941 г.)».

История литографии в России насчитывает около двух столетий, однако так случилось, что именно 1930-е годы стали ее кульминацией, «золотым веком». Художники «ленинградской школы» внесли свою неповторимую лепту в развитие этого жанра. Феномен ленинградской станковой литографии возник задолго до развития культуры эстампа, пережившего свой расцвет в послевоенной Европе, когда признанные мастера станковой живописи (Пикассо, Брак, Матисс, Шагал) обратились к производству литографских оттисков.

Сама по себе идея массового выпуска литографий была не нова, но своевременна и, что немаловажно, безобидна. Своевременна потому, что в «переходный» этап строительства советского общества говорила языком коллективистских настроений: долой мещанство и буржуазность, советскую картину — в каждый дом, искусство — трудящимся массам. При этом термин артикулировался в строго определенных границах, с учетом новой общественно-политической доктрины, определявшей смысловое содержание «нового быта». Безобидна потому, что не имела ничего общего с индивидуализмом формалистических апологетов: никаких манифестов или концептуальных прокламаций. И в то же время идея эта затронула очень важную проблему: она позволяла художникам в той или иной степени оставаться в рамках творческого эксперимента, не попадая в полную зависимость от цензора или парторга.

1930-е годы — особенно их начало — время взлета и утверждения романтизма нового образца — романтизма советской предвоенной эпохи, наделенного своими чертами и, безусловно, основанного на подлинных и искренних чувствах. Он был сформирован на волне стремления молодых художников участвовать в строительстве государства нового типа. Отрезвление наступит чуть позже, та степень творческой свободы и энергия созидания, которые были позволительны до войны, впоследствии были утрачены.

Экспериментальная литографская мастерская, с 1933 года располагавшаяся на улице Герцена в Ленинграде, культивировала и удовлетворяла общественный заказ, формировавшийся вкусом определенной части населения. Значение мастерской состоит в том, что она раздвинула границы существовавшего художественного рынка от властно-ангажированных тем до стихийно установленных спросом сюжетов.

Миссия мастерской понималась в создании искусства доступного и демократичного: сделать «высокое» массовым, осуществить экспорт художественной культуры (иногда принудительный), широкую экспансию изопредметов в мир людей, плохо себе представляющих, что такое искусство вообще. Сделать его понятным, рекрутируя в стан любителей искусства как можно больше людей, увеличивая таким образом культурно-защитный слой страны. Цель была наивно-трогательная, но другой тогда она быть не могла. Задачи мастерской были схожи с задачами Детгиза — воспитание нового человека, способного к освоению новых идей и новой культуры, с той лишь разницей, что речь идет об уже сформировавшемся человеке.

Станковая литография исполняла роль народного лубка: она доказывала, что настоящее искусство — это не только картины маслом в золоченых рамах. Как и старые русские лубки, литографии 1930-х сегодня превратились в объекты собирательства. Когда-то их использовали по прямому назначению: вешали на стены жилищ, общественных учреждений, клубов и домов культуры, дарили по праздничным случаям. Не все листы успешно прошли испытание временем. Многие приходили в негодность, бумага выгорала, поскольку мало кто думал о сохранности их как произведений искусства. Их становилось все меньше и меньше. Больше всего повезло листам, которые художники хранили у себя в папках, дорожа подарками коллег и друзей, сохранив их в блокаду. Были и пробные (промежуточные) оттиски, уникальность которых еще более очевидна.

Выставка сформирована именно из таких «пробников». На них не стоит штамп мастерской, что означает их внетиражность, они носят лабораторный характер и являются «кухней» художника. Часто неожиданные эффекты, рожденные процессом печати, делают оттиски неповторимыми. Листы из ленинградских домашних папок художников: В. Курдова, Н. Тырсы, И. Титова, А. Пахомова, Ю. Васнецова, Г. Верейского, Н. Кострова, А. Якобсон, из архивов искусствоведов: В. Воинова, Ю. Русакова, П. Корнилова, С. Алянского, Б. Суриса, которые были настоящими знатоками гравюры вообще и станковой литографии в частности, являются предметом экспозиции.

Издан альбом, в котором описаны и воспроизведены 250 литографий из частных коллекций и собрания эстампов Российской Национальной Библиотеки (Санкт-Петербург).

Выставка открыта до 21 января 2010 года.

Источник: пресс-релиз Галеев галереи


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091120_galeev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091120_galeev.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».