Выставка Веры Мухиной в Русском музее
Сегодня, 19 ноября, в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка выдающегося советского скульптора В. И. Мухиной, посвящённая 120-летию со дня её рождения
Сегодня, 19 ноября, в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка выдающегося советского скульптора В. И. Мухиной, посвящённая 120-летию со дня ее рождения. Экспозиция включает около 200 скульптур, рисунков, произведений печатной графики и декоративно-прикладного искусства, принадлежащих Русскому музею. Творчество Мухиной представлено в ретроспективе: от ранних портретов до монументальных проектов зрелого мастера.
Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге 19 июня (1 июля) 1889 года в семье зажиточного предпринимателя. Первые уроки рисунка и живописи будущая художница получила в Феодосии, где прошли ее детские и юношеские годы, и в Курске, куда она переехала после смерти отца. На выставке зрители впервые смогут увидеть три ученические живописные работы скульптора 1900-х годов. Окончив гимназию, Мухина переехала в Москву и продолжила художественное образование в студиях К. Ф. Юона, Н. А. Синициной, И. И. Машкова.
В 1912 году, после тяжелой спортивной травмы, родственники, желая, по словам Мухиной, «хоть чем-то порадовать ее», отпустили ее в Париж, где Вера Игнатьевна посещала частную школу Ф. Коларосси «Ла Палетт» и Academie de la Grande Chaumiere, обучаясь у известного скульптора-монументалиста Бурделя, ученика Родена, оказавшего на нее большое влияние. Из Франции молодая художница вместе с подругами Л. С. Поповой и Изой Бурмейстер (чей портрет представлен на выставке), отправилась в Италию — изучать скульптуру и живопись периода Ренессанса.
Ее возвращение на родину совпало с началом войны, и Мухина с 1914 года до середины 1918-го работала сестрой милосердия в московских госпиталях. В 1917 году она встретила военного врача Алексея Замкова, своего будущего мужа. Талантливый врач всю жизнь был опорой и любимой моделью жены (с него она лепила Брута для Красного стадиона).
Работу в лазаретах Вера Игнатьевна совмещала с творчеством. Она создавала произведения, отмеченные влиянием кубизма, стремясь достичь лаконизма и монументальности пластических форм. В 1916 году, по приглашению своей приятельницы по академии Гранд-Шомьер и ученицы Малевича А. А. Экстер, Мухина занималась декоративным лепным обрамлением сцены Камерного театра. Также Вера Игнатьевна разрабатывала эскизы театральных костюмов. А в 1923 году подруги совместно оформили павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарной выставке в Москве.
В состав экспозиции выставки Русского музея включена богатая коллекция произведений Мухиной, связанных с театральными постановками: эскизы костюмов и разработки сценического оформления (в основном для спектаклей Московского Камерного театра под руководством А. Таирова). Например, «Стрелок из лука» — эскиз костюма к неосуществленной постановке балета «Наль и Дамаянти» (1915–1916) или «Алиса» — эскиз костюма для неосуществленной постановки драмы А. Блока «Роза и Крест» (1916), оба в Московском Камерном театре.
В 1919 году Вера Игнатьевна работала над памятником русскому просветителю Н. И. Новикову в рамках реализации плана монументальной пропаганды. В период до 1926 года она участвовала в нескольких конкурсах на проекты памятников. С 1927 по 1930 год Вера Игнатьевна преподавала во Вхутеине. Мухина была членом коллектива скульпторов «Монолит», ОРСа, общества «4 искусства».
В 1930-е годы Мухина, наряду с портретным творчеством, много занималась монументальной скульптурой, участвовала в конкурсах, выполнила ряд масштабных монументально-декоративных работ. Она участвовала в конкурсе на проект памятника М. Горькому, который ранее помог ей и ее супругу выбраться из ссылки. Впоследствии Мухина создала еще надгробные памятники, установленные на могиле писателя на Новодевичьем кладбище. Эскизам и проектам памятников и монументально-декоративных композиций (в основном неосуществленных) на выставке отведено значительное место. Например, «Эскиз памятника Революции для г. Клина» (1919, гипс) или «Хлеб» — эскиз группы для нового Москворецкого моста (1938, гипс).
В 1937 году Мухиной была выполнена всем известная, ставшая символом эпохи, группа «Рабочий и колхозница» для павильона СССР на Международной выставке в Париже, в 1939 году она была установлена в Москве, а в 1941 — удостоена Сталинской премии 1-й степени. По предложению главного инженера НИИ металлообработки П. Н. Львова группа была сделана из совершенно нового для скульптуры материала. Впервые для художественных целей был применен особо прочный, но легко поддающийся обработке металл — хромоникелевая сталь. Появлению этой композиции предшествовал огромный труд. В кратчайшие сроки Мухина выполнила пять эскизов в гипсе. Четыре из них представлены на выставке. В целом варианты имеют незначительные различия, в основном — в выражении лиц. Только третий вариант, который сама Мухина признавала неудачным, выделяется отсутствием развевающегося шарфа. Именно создание шарфа оказалось одной из самых сложных технических задач. Позднее Мухина писала: «Этот “шарф” был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием. Однако со стороны технической он оказался самой трудной в исполнении частью, и то, что сейчас этот шарф весом в 5,5 тонны несется по воздуху по горизонтали без всякой поддержки или троса, является плодом замечательной работы наших инженеров. С этим достижением нас поздравляли в Париже французские инженеры». Парижане собирали подписи, чтобы работа Мухиной осталась во Франции, но советское руководство решило установить ее перед входом Сельскохозяйственной выставки в Москве. Сама скульптор считала это решение крайне неудачным. (
В 1940-х годах Мухина много работала над портретами: создала серию психологически выразительных образов военных, московских врачей, ученых, артистов, деятелей культуры. Портреты, во всем их многообразии, составляют основную часть экспозиции выставки. К примеру, такие работы, как «Портрет А. А. Замкова» (1918, бронза,), «Портрет Героя Советского Союза полковника Юсупова Б. А.» (1942, бронза), «Балерина Марина Семёнова» (1941, гипс), «Портрет Г. С. Улановой» (1941, бронза).
В послевоенный период Мухина создала эскиз памятника Максиму Горькому в Нижнем Новгороде, а также завершила проект памятника ему же на площади Белорусского вокзала. В последнем случае Вера Игнатьевна выступила как соавтор И. Д. Шадра, доработав и привязав к месту его эскиз вместе с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой.
Мухину волновали вопросы использования в скульптуре новых материалов и нетрадиционного применения уже известных. В частности, ее теоретические и практические разработки способствовали возрождению и развитию стекольного производства, в первую очередь в области скульптуры из стекла. Осенью 1940 года она начала руководить экспериментальным цехом Ленинградской зеркальной фабрики, но работа была прервана войной. На выставке представлены эксперименты Мухиной в области декоративно-прикладного искусства. Вазы, фигуры и портреты, выполненные из стекла и фарфора, являются существенной частью музейной коллекции. Широкую известность имеют такие работы, как «Актер С. Г. Корень в роли Меркуцио», (1949, фарфор), «Голова Н. Н. Качалова» (1947, стекло), а также серии ваз из цветного стекла «Лотос», «Колокольчик» (1940–1941) и другие.
В 1953 году Мухина работала над памятником П. И. Чайковскому перед зданием Московской консерватории, но до его открытия не дожила.
Впервые на выставке экспонируются несколько малоизвестных плакатов с портретами деятелей мировой кооперации, для которых были использованы рисунки П. Павлинова в оформлении Мухиной.
Умерла Мухина в Москве 6 октября 1953 года. На Новодевичьем кладбище на могиле А. Замкова и В. Мухиной стоит памятник, на котором выбиты две фразы: «Я сделал для людей все, что мог», — это слова доктора. «И я тоже», — гласят под нею слова скульптора.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091119_rusmuseum_muhina.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091119_rusmuseum_muhina.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.