Галерея «Проун» открывает «Потерянный рай»
Сегодня в галерее «Проун» открывается выставка «Потерянный рай»
Сегодня, 4 ноября, в галерее «Проун» (ЦСИ «Винзавод», 4-й Сыромятнический переулок, 1/6) открывается выставка «Потерянный рай».
Сюжет выставки заведомо трудно поддается однозначной визуальной интерпретации. С одной стороны, рай представляется вполне конкретным топосом (как в Ветхом завете, где «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал»), с другой — рай новозаветный — это не место, но метафизическое, блаженное состояние, которое, утратив однажды, человечество не перестает искать и тосковать по нему.
Художнику в этом смысле требуется почти безграничная вера в силу своего искусства, в его объективную необходимость, чтобы приблизить зрителя к сокровенному, подлинно-серьезному переживанию. Наивному искусству подобная серьезность изначально доступна, оно всегда о правещах, идеально воплощенной натуре. В произведениях Нико Пиросмани, Леонида Пурыгина, Елены Волковой, Павла Леонова, Владимира Зазнобина и др. заветное райское состояние уже достигнуто, наличествует: люди, звери пребывают в абсолютной гармонии с окружающим пространством, и глаз художника фиксирует не внешнее впечатление, но откровение. Подобное «внутреннее зрение», способность не видеть, а прозревать, стало принципиально важной задачей для художников авангарда: программный «прорыв к подлинности» определяет выбор сюжета — как, например, религиозно-мистические листы Василия Чекрыгина или «Изгнание из рая» Кузьмы Петрова-Водкина и намеренно безыскусную манеру (графика Наталии Гончаровой), отсылающую к опыту «великого анонимного искусства».
Современные художники, осознавая невозможность возвращения Золотого века, воплощают тягу и тоску по нему, и произведение искусства превращается в знак присутствия идеального пространства — будь то макет локального рая («Табурет» Ильи Кабакова) или железные нимбы Дмитрия Топольского, как будто обесточенные в отсутствие скульптур святых. В целом проект строится на визуальной ритмике, тонком непрямом соответствии фактур и сюжетов, возвращая человеку память о рае, которую еще хранят детские рисунки, также представленные в экспозиции.
Три видео (фрагмент фильма «Беспечный ездок» реж. Д. Хоппер, 1969; фильм Андрея Лошака «План побега»; фрагмент занятия по кундалини йоге, крия «Как стать ангелом») предлагают современному зрителю возможные варианты приближения к райскому гармоничному состоянию.
Выставка открыта до 10 декабря 2009 года.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091104_proun_poteryannij_raj.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091104_proun_poteryannij_raj.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.