«Таинство пейзажа» Никиты Федосова
Сегодня в выставочном зале Союза художников России открывается выставка Никиты Петровича Федосова «Таинство пейзажа». В экспозиции будет представлено более 50 работ мастера
Сегодня, 19 октября 2009 года, в 17.00 Союз художников России совместно с галереей «Арт Прима» проведут вечер памяти и открытие выставки произведений Никиты Петровича Федосова «Таинство пейзажа». В выставочном зале Союза художников (Покровка, 37) будет представлено более 50 работ из собрания СХР, коллекции галереи «Арт Прима», семьи художника и частных собраний.
«Произведения его приобрели собственную жизнь,
но пусть останется в памяти и его облик
как человека, личности. Они неразделимы».
Доктор искусствоведения, В. Г. Брюсова
Крупнейшему пейзажисту конца XX столетия Никите Петровичу Федосову 12 января этого года исполнилось бы 70 лет. Он ушел из жизни в расцвете своего таланта и мастерства 17 мая 1992 года.
Никиту Петровича Федосова можно отнести к редко встречающимся талантливым людям, испытавшим прижизненное признание коллег, искусствоведов и зрителей и не выпавшим из контекста истории искусства после своего ухода из жизни. Более того, начав свою творческую карьеру тематическими картинами, он к концу своего пути окончательно сосредоточился на жанре пейзажной живописи, создав настоящие шедевры психологического пейзажа. В наши дни его произведения занимают принципиально важное место в российской пейзажной живописи, соединяя творческий опыт шестидесятников с достижениями следующего поколения. Произведения Никиты Федосова представляют нам выдающегося живописца русской реалистической школы.
Его пейзажи удивительно глубоки по звучанию образов, по авторскому ощущению настроений и тонких переходов в состоянии природы.
Федосов писал: «Для меня живопись — это когда созвучие цветов на холсте производит на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда, и когда одновременно краска перестает быть собой, а каким-то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана — словом, всем, что есть прекрасного на свете, приобретая внутреннее свечение». Он всегда привносил в произведения свое авторское настроение и переживание, умел это сделать с высочайшим мастерством, ненавязчивостью и особой пронзительностью. Простые виды сельской природы, в которых не происходило никаких видимых действий, наполнялись в его холстах волнующими чувствами, вовлекая эмоции зрителя в переживание тех или иных состояний: весны, поздней осени, летних сумерек... Все средства живописи в его картинах многократно усиливают звучание созданного образа. Зрелое мастерство опытного художника, достигнутое трудолюбием и беззаветной любовью к искусству, большое художественное дарование сделали его блестящим мастером русского пейзажа — подлинной легендой в среде художников. Глубокие по содержанию полотна, наполненные авторскими переживаниями, такие как «Солнце встало» (1981), «Вечерняя заря» (1981), «Тишина» (1981), «В полях вечерних» (1980), «Моросит» (1980), «Осенний ветер» (1978), «Тихая весна» (1979), «Теплые вечера в апреле» (1986), «Вечерний покой» (1988), «Дыхание зимы» (1991), «Раннее утро» (1983), поставили творчество Н. П. Федосова в ряд лучших достижений пейзажного жанра конца 1970-х — начала 1990-х годов
Никита Петрович Федосов был очень цельным человеком. В нем сочетались не только дар живописца, но и замечательное владение словом. Он талантливо писал — прочтите его опубликованные письма к матери, включая юношеские! Никита Петрович был очень образован, блестяще знал историю мирового искусства, литературу, историю.
О живописи мог говорить часами. Его отличало хорошее знание своей страны, и не по географическим атласам, а по собственным впечатлениям. Н. П.Федосов с детства много ездил, поскольку не одно десятилетие в экспедициях на Русском Севере целыми сезонами работала его мать Вера Григорьевна Брюсова, известный искусствовед и реставратор, всю свою жизнь спасавшая и защищавшая памятники русской культуры.
Вместе с нею Никита узнал и полюбил север, Кижи, где часто жил и работал.
С начала 1970-х годов большую часть года художник с семьей проводил в небольшой живописной деревушке Вели, близ Дома творчества «Академическая дача».
Неподалеку, в деревне Городок, еще в 1950-е годы обосновалось семейство Юрия Петровича Кугача. Его супруга, известная московская художница Ольга Григорьевна Светличная, приходилась родной сестрой матери Н. П. Федосова, а вместе с их сыном Михаилом, Никита учился и рос. Поэтому с ранних лет он стал «завсегдатаем» Академички. Все здесь располагало к спокойному творческому труду: близость родных, возможность широкого общения с коллегами, редкой красоты северная природа.
Именно в этих местах и были созданы почти все последующие произведения Никиты Петровича, в том числе и те, за которые он получил Государственную премию, и многие другие, что ныне хранятся в коллекциях ведущих музеев страны.
Экспозиция будет открыта до 30 октября 2009 года. Выставочный зал работает с понедельника по пятницу, с 11.00 до 17.00, в субботу — по договоренности.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091019_fedosov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091019_fedosov.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.