Art Investment

«Трактористы» в галерее Крокин

Сегодня в галерее Крокин открывается выставка «Трактористы», посвященная 35-летию «Бульдозерной выставки»

Сегодня, 9 сентября, в рамках параллельной программы Третьей Московской биеннале современного искусства в галерее Крокин открывается выставка «Трактористы».

Этот проект посвящен 35-летию «Бульдозерной выставки» — акции группы московских художников-нонконформистов в Беляево, пресечённой решительными действиями тогдашней государственной власти.

Характерной семантической особенностью подобного «диалога» власти и искусства, отчасти кульминационным выражением их многолетнего сопряжения оказался — бульдозер.

Разнесённую в крепких выражениях официальной «оттепели» выставку 1962 года в Манеже назвали сообразно топографии события — «манежной». Специфика спального Беляева явно проигрывала в масштабах исторической достопримечательности. Выставку назвали — «бульдозерной», увязав её название с откровенно неординарным средством идеологического воздействия на противника «непоколебимых» устоев советского строя, еще сильного, с собственными бульдозерами — носителями брутальной пассионарности «эпохи застоя».

Название прижилось, роль бульдозера в данной истории была очевидной. За бульдозером стояло государство, как мифический оберег «коллективного бессознательного»; за его оппонентами — творческая интеллигенция, разобщённая перипетиями собственного поиска в недрах весьма обособленного и разнородного дискурса т. н. «андеграунда». Государственная идеология — «официальная» и «единственно верная» — не принималась её оппонентами практически однозначно. Не менее однозначно отвергался весь комплекс имманентной культуры, социальных приоритетов, представлений и ценностей.

В ответ не принималась субкультура «несогласных», зачастую откровенно маргинальных групп. Но именно последние — кто в порыве отчаяния, кто из расчёта — осенью 1974-го вынес свои творения на открытый воздух. Тогда это было «другое искусство». Ничего значительного показано не было. Большинство из собравшихся тем сентябрём на беляевском пустыре и не намеревались публично деконструировать свои программные произведения, придержав их до лучших времен. Они наступили вскоре по окончании бульдозерного перформанса, неожиданно перешедшего в хепенинг, а для некоторых в хеппи енд.

Выставки как таковой не получилось, чего-то внятного показано не было, был некий суррогат мотиваций из области «арта» и социального выпада, отчасти провокации. И антитеза прочитывалась не в формате искусства как такового, а на уровне достаточно выразительного гражданского жеста. Впрочем, акция оказалась скомканной, и скомканной отнюдь не бульдозерной техникой. Она изначально была неоднозначной. Однозначным был лишь ковш бульдозера и несколько завышенная аффектация интерактивного ответа власти. По сути, не будь бригады бульдозеристов, об этой выставке едва ли кто и вспомнил.

Бульдозеристы выполнили свою миссию, но она не имела для них исторической перспективы. Это была форма особого общественного послушания в пределах социального пакета и штатного расписания. Обошлось без пафоса.

Позитив этой выставки для «пострадавшей» стороны в любом случае оказался более очевидным. Не для всех. Но для целого ряда участников «бульдозерная» оказалась вожделенной путёвкой в жизнь, открытой визой в пространства «цивилизованного рынка».

Но это внешняя сторона процесса, именуемого «Историей искусства второй половины ХХ столетия».

«Бульдозер», как феномен социокультурного пространства наделён собственной мотивацией и своим правом, своим пафосом и никчёмностью одновременно. «Бульдозер» всегда рядом, как тот бронепоезд, стоящий на запасном пути при мирной риторике строителей светлого будущего.

Искусство телодвижением своего поиска подразумевает реакцию, допуская и достаточно непредсказуемый её формат. Искусство, особенно современное, достаточно структурировано в жизнь, чтобы жить в этой жизни по её, этой жизни, законам. Именно здесь укоренён не только ряд мотивов, но и мотиваций своей деятельности, вынужденной считаться с реальностью иного порядка, с её контекстуальным значением.

Этой реальностью может оказаться «бульдозер», «бронепоезд», «Т-34» или иная по отношению к «другому искусству» «другая позиция», не менее значимая. И этой мотивации нельзя исключать в стремлении монополизировать пространство социокультурного бытия.

Этот проект о бульдозерах и трактористах.

Участники выставки: К. Батынков, А. Градобоев, А. Джикия, К. Александров, В. Анзельм, Ф. Богдалов, С. Шутов, С. Костриков, Ф. Инфанте, А. Петровичев, Е. Семёнов, А. Насонов, Н. Турнова, В. Ситников, Д. Цветков, Д. Кротова, В. Орлов, Н. Наседкин.

Выставка продлится до 11 октября.

Источник: krokingallery.com


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090909_krokin_traktoristi.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090909_krokin_traktoristi.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе