В Национальной галерее пройдет выставка подделок
На выставке, получившей название «Тщательное изучение: подделки, ошибки и открытия», можно будет увидеть фальшивые картины Гольбейна, Рембрандта и других художников
В 1845 году, когда купленная лондонской Национальной галереей картина Ганса Гольбейна (Hans Holbein) оказалась фальшивой, общественность была так возмущена, что директор музея был вынужден уйти в отставку. Почти два века спустя директор Национальной галереи Николас Пенни (Nicholas Penny) говорит, что уважающие себя культурные учреждения не должны стесняться подделок в своих коллекциях.
Во вторник Пенни объявил, что в следующем июне в музее пройдет первая выставка фальшивок и копий. На ней будут представлены 40 работ — все из собрания Национальной галереи. Пенни утверждает, что иметь в коллекции подделки — это не такая уж плохая идея. «Жаль, что у нас не так много фальшивок, — говорит он. — Репутации нашего учреждения это не повредит. Знать о том, какими умными могут быть фальсификаторы, очень важно. Национальная галерея — место, где выставлены величайшие шедевры, но в то же время это и место, где можно изучать историю искусства. Только наивный человек может думать, что [подделок в коллекции] нужно стыдиться или что от них нужно избавляться».
Пенни рассказал, что Национальная галерея в Вашингтоне, где он в свое время работал, иногда специально приобретала поддельные произведения. По его мнению, музеям нужно всегда быть начеку, но бояться фальшивок как огня тоже не стоит. «Благодаря таким ошибкам [эксперты] становятся осторожнее и в каком-то смысле скромнее», — утверждает он. По словам директора, даже самые опытные специалисты по искусству не всегда могут распознать подделку. Он приводит в пример легендарного немецкого куратора XIX века Вильгельма фон Боде (Wilhelm von Bode), который «иногда ошибался, но был одним из величайших знатоков своего времени».
Выставка получила название «Тщательное изучение: подделки, ошибки и открытия» (Close Examination: Fakes, Mistakes and Discoveries). На ней будет представлен тот самый фальшивый «Гольбейн», под названием «Человек с черепом», а также картина «Пожилой человек в кресле», ранее считавшаяся творением Рембрандта (Rembrandt). На холсте стоит неправильная подпись и дата. Кроме того, было подмечено, что борода, меховая шуба и правая рука старика написаны не очень хорошо, поэтому полотно уж никак нельзя считать произведением великого мастера. Специалисты галереи заключили, что автор работы «вдохновлялся портретным творчеством венецианских художников, в частности Тинторетто» и сейчас считают, что она была написана неизвестным учеником или ранним последователем Рембрандта.
Еще одна известная подделка — «итальянский портрет эпохи Ренессанса», выполненный в XX веке. Национальная галерея приобрела картину в 1923 году, будучи в полной уверенности, что покупает произведение XV века, но впоследствии оказалось, что пигменты, использованные при ее создании, до XIX века не использовались. К тому же на картине было обнаружено специальное покрытие, придающее ей «старый» вид. Сравнив ее с настоящими итальянскими портретами конца XV века, эксперты увидели многочисленные несоответствия. Поскольку на картине изображен герб семьи Монтефельтро, считалось, что она является портретом Федерико да Монтефельтро (Federico da Montefeltro), герцога Урбинского, и его двоих детей. Но когда полотно сравнили с настоящими изображениями Монтефельтро, то оказалось, что лицо у герцога совсем другое. В частности, у истинного Федерико была вмятина на носу, полученная им в бою, а на поддельной картине этой вмятины и в помине нет.
Кроме того, на выставке можно будет увидеть картину «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», которая, по легенде, была создана в мастерской Андреа дель Верроккьо (одним из ассистентов которого был, между прочим, Сандро Боттичелли). Эксперты обнаружили, что участки картины различаются по манере письма; таким образом, авторами работы могут считаться по меньшей мере два художника.
Николас Пенни сказал, что Национальная галерея также планирует устроить выставку венецианского живописца Каналетто (Canaletto). Недавно музей представил свое собственное приложение для коммуникаторов iPhone.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090724_national_gallery_fakes.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090724_national_gallery_fakes.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.