Михаил Махалов. Певец русской природы
Сегодня в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка «Михаил Махалов. Певец русской природы», посвященная одному из ведущих реставраторов галереи, проработавшему в ней более сорока лет
Сегодня, 17 июля, в Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 6) открывается экспозиция «Михаил Махалов. Певец русской природы». Эта выставка — дань памяти художнику-реставратору, более сорока лет работавшему в Третьяковской галерее. Дар живописца Михаил Николаевич Махалов (1907–1978) реализовал в пейзажах, портретах, натюрмортах, а также в зарисовках залов Галереи, ныне ставших свидетельством истории.
Михаил Николаевич Махалов был одним из ведущих реставраторов Государственной Третьяковской галереи. Глубокая увлеченность живописью, процессом создания картины, влюбленность в искусство определили жизненный путь художника.
Родился Михаил Николаевич в 1907 году в Нижегородской губернии. Внутренняя тяга к изобразительному искусству, свойственная Махалову еще в годы учения в сельской школе, приводит его в 1929 году в Нижегородский художественно-промышленный техникум. В 1935 году будущий мастер поступает на работу в Третьяковскую галерею, где в течение ряда лет изучает основы реставрационного дела под руководством опытных реставраторов А. К. Федорова, В. А. Федорова, Е. В. Кудрявцева.
Внимательное и серьезное отношение к работе способствовало быстрому творческому формированию будущего мастера. Будучи человеком большой души, искренним, отзывчивым и общительным, Михаил Николаевич активно включается в жизнь музея и его большого творческого коллектива. Вместе с другими сотрудниками Махалов пишет декорации к галерейским спектаклям, принимает участие в оформлении праздничного убранства музея к торжественным юбилеям, праздникам, вечерам.
В годы Великой Отечественной войны Махалов сражается в рядах Советской Армии до победных дней. Художник награжден четырьмя медалями.
После демобилизации Михаил Николаевич вновь возвращается к горячо любимому делу. Он работает по восстановлению возвратившихся из эвакуации экспонатов Галереи. Занимаясь практической реставрацией, Махалов участвует в работе передвижных выставок по различным городам Советского Союза в качестве сопровождающего реставратора.
Совершенствуя методы консервации памятников и по-прежнему глубоко изучая реставрационное дело, Михаил Николаевич работает над восстановлением панорамы художника Рубо «Бородинская битва».
Знающий и опытный реставратор, Махалов сохранил и продлил жизнь десяткам уникальных произведений А. Иванова, Брюллова, Тропинина, Репина, Сурикова. Спасенные «идеальными» руками Михаила Николаевича, не раз оживали вновь произведения, пострадавшие от времени.
Махалову принадлежит интереснейшее открытие новой страницы в творческой биографии Репина. Совершая профилактический осмотр «Портрета Мясоедова» и обратив внимание на расхождение нитей холста в месте старого прорыва, реставратор обнаружил под холстом еще один — нижний. Проведя исследовательскую работу, художник Махалов и научные сотрудники Отдела искусства второй половины XIX века установили по многим признакам — колориту, характеру мазка, консистенции красочного слоя, подлинность произведения Репина, названного «Дама в парке».
С чувством глубокого восхищения и волнения относился Махалов к холстам знаменитых русских художников. Прежде чем приступить к работе, Михаил Николаевич всегда предварительно изучал реставрационную историю своего «пациента». Любимыми произведениями Махалова являлись живописные полотна передвижников, Репина и Сурикова. С большим увлечением рассказал в своей статье Махалов о процессе реставрации картины Сурикова «Утро стрелецкой казни». В работе по промывке картины от накопившихся наслоений пыли, затвердевшей на поверхности живописи, и по укреплению красочного слоя — значительная доля труда реставратора М. Н. Махалова.
Махалов занимался тщательным изучением техники и технологии старых мастеров. Часто он исполнял с произведений, принадлежащих Галерее, копии, получавшие высокие оценки комиссий.
М. Н. Махалов обладал не только талантом реставратора. Он был живописцем с ярким индивидуальным почерком, создал целый ряд произведений, пленяющих лирикой, тонкостью красочных соотношений.
Его первые значительные произведения относятся еще к 1940-м годам. Среди них автопортрет, исполненный в сдержанных тонах, с которого внимательно и серьезно смотрит на зрителя скромный молодой человек. В том же году в смелой, энергичной манере написан «Дед Анциферов».
Махалов работал в различных жанрах искусства. Он — мастер интерьеров, натюрмортов, пейзажей, исторических композиций. В многочисленных интерьерах художник запечатлел демонстрационные залы Галереи, большие и маленькие, отдельные уголки с экспонатами. Им был написан интерьер зала античного искусства после реэкспозиции в музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. На ярком темно-красном фоне четко вырисовываются контуры белых мраморных скульптур. Картина построена на сопоставлении двух противоположных по звучанию тонов.
Творческая фантазия приводит художника к изображению различных моментов из истории России. Живописные иллюстрации к произведениям Пушкина, Лермонтова, Толстого с изображением главных героев перемежаются с фрагментами из жизни великих людей — поэтов, писателей, исторических деятелей, сценами на полях битв.
Одно из главных мест в художественной деятельности Махалова принадлежит пейзажной живописи.
«...любовь к родной природе — один из вернейших признаков в своей стране, признаков патриотизма».
К. Паустовский
М. Н. Махалов — певец природы средней полосы страны. В пейзажах его всегда сохраняется ощущение свежести только что написанного, новизны. Махалова интересуют проблемы взаимодействия цвета со световоздушной средой. Художник увлечен силой звучания цвета («Сельский интерьер», 1953; «Старые ветлы», «Ленинские горы», 1957; «Река Воря. Осень в Абрамцеве», 1958).
Художник стремится запечатлеть состояние природы — тепло летнего дня («Нижнее Романово. Пасека», 1952) или прохладу густой зелени деревьев («Поленово. Заросли», 1963), бодрящего морозного воздуха («Морозный день», 1950). Радостным ощущением красоты и полноты жизни пронизан пейзаж «Березки, освещенные солнцем» (1954). Солнечные лучи пробиваются сквозь яркую зелень, бросают теплые отсветы на белые стволы, траву. В пейзажах Михаила Николаевича ясно выражен национальный колорит. Художник умеет гармонично сочетать краски, приглушить их пестроту и разнообразие, выбрать единую тональность. Темно-зеленые цвета лета сменяются золотисто-желтыми цветами осеннего дня. Один из самых поэтичных пейзажей в творчестве живописца — «Старый дом. Останкино» (1971), где ему удалось передать красоту и печаль последних теплых дней, когда солнце едва пригревает землю.
Часто предметом изображения живописца является древнерусская архитектура, памятники старины. Они воспринимаются как неотъемлемая часть окружающей природы. Таковы пейзажи «Климентовский переулок. Москва» (1973), «Коломенское» (1959), «Троице-Сергиевcкая лавра с ж/д» (1957), «Троице-Сергиева лавра с пруда» (1960). Стремление создать торжественный обобщенный образ звучит в больших полотнах: «Ленинские горы. Университет» (1956), «Московский Кремль» (1963), «Иван Великий» (1964).
Поэзию и радость жизни живописец умеет подметить и в красоте обыденных вещей, окружающих его. Через зеленоватую тональность художник стремится раскрыть эмоционально-образный строй натюрморта «Огурцы» (1957). В натюрмортах «Розы» (1962) «Осенние плоды» (1963) художника интересует воплощение колористической задачи, передача богатства цветных нюансов.
В основе его творчества лежит искренность восприятия окружающего мира. В лучших своих работах М. Н.Махалов открывает свой новый мир. Уделом художника не является громкая слава. Но Махалов находит свой путь служения искусству, прекрасному.
Выставка в Третьяковской галерее открыта для публики с 18 июля по 9 августа.
Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090717_mahalov_gtg.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090717_mahalov_gtg.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.