Живопись и графика Серебряного века в «Галерее Мамонтовых»
Сегодня вечером в «Галерее Мамонтовых» открывается выставка «Серебряный век: многообразие единства», на которой будут представлены работы крупнейших мастеров начала ХХ века из собрания Валерия и Марины Мамонтовых
Сегодня вечером в «Галерее Мамонтовых» открывается выставка «Серебряный век: многообразие единства. Русская живопись и графика 1900–1920-х годов». На ней будут представлены работы крупнейших мастеров начала ХХ века из собрания Валерия и Марины Мамонтовых. Многие из них впервые демонстрируются широкой публике.
Коллекция складывалась постепенно, ее владельцы руководствовались исключительно собственным эстетическим вкусом и интуицией «ценителей прекрасного», отдавая предпочтение прежде всего искусству первой половины ХХ столетия, преимущественно Серебряного века. Благородное желание показать свое собрание зрителю побудило коллекционеров организовать галерею, ведущую активную выставочную деятельность и издающую каталоги.
Нынешняя выставка вписывается в ряд уже состоявшихся в Вене, в московском Царицыне, в самой галерее и в то же время открывает цикл выставок, представляющих искусство первой половины ХХ века. Хронологические рамки экспозиции охватывают период с 1900-х по 1920-е годы, включая только тот материал, который соответствует характерным чертам миропонимания и общего поэтического языка эпохи Серебряного века, эпохи, которая, как известно, отличалась изобилием художественных направлений и течений, с невероятной быстротой сменявших друг друга. Эту общую ситуацию, сложившуюся в художественной жизни России в первые десятилетия века, устроители выставки стремились отразить в экспозиции, представляющей основной спектр художественных тенденций эпохи.
Выставка частной коллекции носит камерный характер и рассчитана не столько на массового зрителя, сколько на ценителя, единомышленника, «сопереживателя» и «сомыслителя». Помимо живописных произведений крупных мастеров ХХ века, таких как К. Коровин, П. Уткин, Н. Крымов, Р. Фальк, П. Кончаловский, А. Богомазов, В. Денисов, Н. Гончарова, В. Баранов-Россине, большая часть представленных здесь вещей — графика. Это интимные зарисовки М. Врубеля, карандашные наброски К. Коровина, театральные эскизы Л. Бакста, А. Головина, А. Лентулова, эскиз З. Серебряковой к картине «Баня» (1913), промышленная графика В. Васнецова, штудии обнаженной натуры П. Кончаловского, рисунки В. Серова, Е. Лансере, С. Судейкина, Ф. Малявина, А. Куприна, А. Кравченко, Н. Чернышёва и др.
Доминирующим жанром и лейтмотивом выставки является пейзаж. Несколько холстов и дополняющих их графических зарисовок позволяют в общих чертах представить основные тенденции русского пейзажа с 1900-х до начала 1920-х годов. Основу экспозиции составили небольшая работа М. Леблана «Дом у реки» (1910-е) и пейзаж С. Кувшинниковой (1890-е), восходящие к традициям русского реалистического пейзажа 1890–1900-х годов; как всегда, роскошная живопись и мастерские карандашные рисунки родоначальника русского импрессионизма К. Коровина («Вечер в Охотине», 2-я половина 1910-х; «Ранняя весна», 1920; «Вечерняя заря. Париж», 1920-е); ранняя живописная работа Р. Фалька «Голубые березки зимой» (1906–1907), сочетающая в себе традиции русского реалистического пейзажа и импрессионизма; символистские пейзажи голуборозовца П. Уткина («Пейзаж с озером», 1907) и В. Денисова («Пейзаж с белым бараном», 1900–1910-е; «Деревья», 1916); «Пейзаж с пальмой и цветущей клумбой» (1906) А. Богомазова, «Вечер» (середина 1910-х) Н. Крымова, «Кусты» П. Кончаловского (начало 1920-х), неизменно завораживающие киммерийские акварели К. Богаевского и М. Волошина.
Разумеется, частная коллекция не может претендовать на полноту охвата всех художественных тенденций такого насыщенного и противоречивого времени, каким был ХХ век, пусть даже только первая его четверть. Однако формирование коллекции продолжается, а это означает, что зрителя ждет еще не одна интересная встреча с искусством, а возможно, и открытие новых произведений известных художников, пока еще недоступных публике.
Выставка сопровождается полным каталогом, во вступительной статье к которому содержится описание и анализ экспозиции.
Экспозиция в «Галерее Мамонтовых» (Лаврушинский пер., 11, корп. 1) открыта для публики с 21 мая по 15 июня.
Источник: пресс-релиз «Галереи Мамонтовых»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090520_mamontovi.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090520_mamontovi.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.