«Картина, стиль, мода» в Русском музее
Вчера в корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Картина, стиль, мода», отражающая взаимодействие моды и изобразительного искусства в разные эпохи
Вчера в корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Картина, стиль, мода». Этой выставкой музей возвращается к традиции так называемых «комплексных экспозиций», существовавшей еще в тридцатые годы прошлого века. Ее концепция — показ моды во взаимодействии с изобразительным искусством соответствующей эпохи: с живописью, графикой, прикладным искусством.
Экспозиция охватывает временной период от петровских времен и до наших дней. На выставке будет представлено свыше 600 экспонатов, среди которых более 300 произведений живописи и графики, около 200 — декоративно-прикладного искусства. Это портреты и жанровая живопись, платья и костюмы, мундиры и парики, мебель и предметы быта, витражи и образцы оружия, эскизы шляпок и тканей, афиши и вывески. Специально к выставке известным модельером Т. Парфеновой сделана двенадцатифигурная инсталляция «Мода-2009».
Эволюция прически представлена в реконструкции париков — мужских и женских, что было особенно важной составляющей иконографической традиции XVIII — начала XIX столетия.
Наряду с Русским музеем, в выставке участвуют ГМЗ «Петергоф», Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный мемориальный музей А. С. Суворова, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Впервые в большом объеме будут представлены вещи из частных коллекций Г. Техменева, Н. Костригиной, Т. Парфеновой, П. Новбари, М. Суслова и других.
До недавнего времени предметы моды рассматривались в лучшем случае как памятники материальной культуры, имеющие мемориальное значение. На выставке «Картина, стиль, мода» представлены экспонаты подобного рода: шелковый халат Петра Первого, рубашка императора Павла (в которой, по легенде, он был в день убийства). Однако представлены они в контексте эпохи, в единой «ауре» с изобразительным искусством того времени. Ведь само понятие «мода» гораздо шире, нежели история костюма. Наряду с другими вспомогательными историческими дисциплинами, мода служит надежным датировочным стилистическим иконографическим признаком для изучения живописного, скульптурного или графического портретного изображения.
Экспозиция строится по хронологическому принципу и включает несколько разделов, каждый из которых отражает особенности развития моды в России в разные временные периоды и различную связь ее с искусством. Для характеристики каждого исторического периода выбраны произведения того вида искусства, который для него был наиболее значащим, наиболее типичным, наиболее точно отражавшим эстетические потребности общества.
На выставке представлена редчайшая серия парсунных изображений из так называемой «Преображенской серии» первой четверти XVIII века, когда живопись приобретает особое значение для становления национальной художественной школы. Развитие великосветской и придворной моды в XVIII веке увеличило производство предметов роскоши, декоративно-прикладного и монументального искусства: фарфора, стекла, витражей, мозаичных панно. А портрет знатной особы стал одновременно и портретом тщательно выписанного наряда, что помогало по достоинству оценить значимость и богатство изображенного.
Особые разделы экспозиции посвящены «колокольцовским» шалям (первая треть XIX столетия), акварельному портрету («пушкинское время»), интерьеру в русской живописи второй трети XIX века, разнообразным образцам художественного ремесла во второй половине столетия (эпоха так называемого «историзма»). Середина XIX века в России — это «золотой век моды» и вместе с тем время появления «антимоды» — проявления нарочитого нигилизма в одежде и прическе как способа выражения социального протеста.
К XX веку в архитектуре и предметах декоративно прикладного искусства более всего нашел свое выражение стиль модерн, которому посвящена часть экспонатов: костюмы и мебель из фондов Русского музея, витражи из Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Дамское платье и аксессуары этой эпохи используют разнообразные материалы, парадоксальные сочетания цветов, вышивку стеклярусом и бисером. Платье эпохи модерна всегда было результатом индивидуального заказа, как, например, творения знаменитой отечественной портнихи и модельера Н. П. Ламановой.
Значительно повлияли на общую тенденцию в моде русские художники и дизайнеры начала XX века — А. Родченко, В. Татлин, А. Экстер, А. Щекатихина-Потоцкая, Л. Попова, Н. Суетин, К. Малевич, С. Чехонин. Широко известны работы Н. Суетина в текстиле, и К. Малевича — в фарфоре. В произведениях этих художников простота, функциональность и доступность сочетались с одновременным решением агитационно-пропагандистских задач. Зрителя, несомненно, заинтересуют такие экспонаты из коллекции Русского музея, как купальник с портретом В. Маяковского (А. Хлобыстин), а также платья 1920-х годов с супрематическим орнаментом, выполненные по эскизам Л. Поповой.
С начала 1930-х годов всякое проявление интереса к моде, любое отклонение от жесткого стандарта начинают пресекаться и расцениваться властями как «буржуазное перерождение». Дома моделей ориентируются теперь на выпуск массовых образцов, большая часть населения приобретает одежду, сошедшую с конвейеров швейных фабрик. В моду вошли полувоенные френчи, называемые «сталинками». Искусство советского времени объективными условиями было ориентировано на преимущественное развитие «высоких» видов (живописи и скульптуры).
Новый период развития моды в России начинается в 1980-х, когда в Эрмитаже открывается выставка Ива Сен-Лорана (1987) и отечественный зритель знакомится с понятием «Модный дом». На выставке в Русском музее представлены произведения модельеров нового времени: «платья-квадраты» Т. Парфеновой, «Школьные платья» К. Гончарова, «Зашитые платья» М. Жуковой, платье Т. Чапургиной «Вспоминая Черный квадрат» из собрания Русского музея, а также костюмы Первого Лондонского конкурса «Альтернативная мисс Мира 1998» (Ирэна Куксенайте), костюмы «Микросхемы» В. Виноградова, и др. Произведения изобразительного искусства, тематически связанные с модой, такие как «Дивный сад» Пахомова, There are coming Г. Пузенкова, созданная на основе известной фотографии Хельмута Ньютона, «Мода» А. Климцова (2009), фото- и видеоматериалы с модных показов середины XX века дополняют общую картину взаимодействия моды и искусства последних десятилетий. Кроме того, посетители могут подробней узнать о том, как связаны эти понятия с помощью интерактивной мультимедийной программы «Мода как искусство».
Особенностью выставки является широкое использование декоративно-прикладного искусства — мебели, бронзы, фарфора, но прежде всего образцов платья, аксессуаров, объектов бытового назначения, то есть тех предметов, которые обычно включаются в широкое понятие «мода».
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090424_fashion_at_rusmuseum.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090424_fashion_at_rusmuseum.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.