Art Investment

«Образы Божьего Мира» в Доме графики

С 3 апреля по 8 мая в московском Доме графики пройдет выставка религиозных гравюр и книг «Образы Божьего Мира»

Религия всегда питала искусство, ей во многом оно обязано своим развитием и высшими достижениями. В сумбурной эпохе конца XIX и XX столетий это утверждение уходило в прошлое, источником искусства становилась жизнь, природа, образы прошлого…

Но противостоять великим шедеврам, вечным созданиям старых мастеров, вдохновленных книгой книг — Библией, — невозможно.

Библейские образы в искусстве Европы, безусловно, возвышаются на пьедестале прекрасных творений человеческого гения. На выставке под названием «Образы Божьего Мира», которая открывается сегодня в московском Доме графики, представлены религиозные гравюры и книги. Конечно, собранное в настоящей экспозиции — это лишь малая часть великого наследия европейской гравюры (часть ее — русская гравюра) XVI — XIX веков. Экспонаты объединяет не только тематика, но и то, что можно назвать некоей линией исторического развития гравюры. Последнее на материале небольшой коллекции можно было показать лишь пунктиром — некоторыми яркими фактами истории гравюры.

Все развитие гравюры XV — XVI веков разделяется на две эпохи — до и после Альбрехта Дюрера. Его теоретические штудии, а главное, созданная им художественная система открыли неограниченные возможности как в передаче формы и пространства, так и в отражении тончайших нюансов человеческой души, настроения, состояния природы, его зрелые работы определили развитие всей европейской гравюры на столетия вперед.

К таким гравюрам относится серия «Большие страсти», девятый лист из которой представлен на выставке. В серии «Жизнь Марии» проявляются характерные для немецкой традиции интонации — обилие подробностей, интерес к жанровым деталям. «Жизнь Марии» в интерпретации Дюрера становится поэтическим рассказом, полным любви, радости и грусти.

Не избежал влияния Дюрера и другой знаменитый гравер XVI века — итальянец Маркантонио Раймонди. Копирование Раймонди листов из графического цикла «Жизнь Марии» без разрешения на то Дюрера, причем до выхода в свет в Нюрнберге (1511) полной серии ксилографий, повлекло за собой первый в истории искусства судебный процесс, связанный с защитой авторских прав.

Выставка предоставляет возможность сравнить оригиналы Дюрера (5 листов из серии «Жизнь Марии») и копии Раймонди — 17 листов из этой же серии.

При всем их поразительном сходстве резко бросается в глаза разница в характере линий, которыми строится изображение. Мягкие, пластичные линии ксилографии, вырезанные на дереве, заменяются напряженным острым резцом на медной пластине; сложная прихотливая штриховка переводится в упорядоченный линеарный штрих. Приходится только удивляться, как мастерски Раймонди сумел преодолеть различия в техниках высокой и глубокой печати, создав столь похожие внешне произведения. Его творчество положило начало репродукционной гравюре, которая впоследствии широко распространилась по всей Европе.

Особое место в создании репродукционных гравюр принадлежит Нидерландам. В Нидерландах XVI века издание гравюр приобретает массовый коммерческий характер. Наибольшим интересом пользуются религиозные сюжеты — листы, иллюстрирующие Священное Писание или житийную литературу. Размноженные в тиражном эстампе, религиозные картины и рисунки великих мастеров получали новую жизнь и новых почитателей, они входили в быт и становились достоянием широких кругов любителей.

Создавала такие гравюры блестящая плеяда мастеров-виртуозов, многие из которых были издателями и торговцами гравюрами. В это время возникли и династии граверов-издателей — Вириксов, Коллартов, Саделеров, Гейнов.

Среди религиозных сюжетов особенно популярны и распространены стали так называемые «страстные» серии, посвященные последним земным дням Иисуса Христа. Листы из таких серий, изданных Антоном Вириксом и Якобом Гейном, представлены на выставке. Популярности этих гравюр способствовало мастерство исполнения, граничившее с виртуозностью, изощренная техника, передававшая и пластику формы, и нюансы оттенков тона, создающих почти «живописный» эффект.

Следующим этапом в иллюстрировании Библейских текстов стало появление так называемых «исторических» Библий — гравированных на меди альбомов, подробно иллюстрирующих библейские тексты. На выставке представлена цельногравированная Библия, изданная в 1712 году в Аугсбурге Кристофом Вайгелем. Традиция издания иллюстрированных Библий просуществовала до XX века, к такому типу издания относится и «Ветхий Завет в картинах», отпечатанный в Петербурге в 1846 году по рисункам известного художника А. А. Агина. Это одно из наиболее интересных иллюстрированных русских библейских изданий.

Представленные на выставке работы русских мастеров позволяют увидеть основные этапы развития русской религиозной иллюстрации. Они охватывают все крупнейшие центры её создания: Московскую Синодальную типографию, типографию Киево-Печерской лавры, московские старообрядческие печатни.

Не менее интересна и представленная в рамках выставки экспозиция особого вида религиозного медальерного искусства в виде мелкой металлической пластики: православного церковного жетона и образка (нагрудной иконки). Собрание из 55 предметов относится ко времени царствования императора Александра III и Николая II Романовых (1881–1917). Дополняет его редкий жетон с изображением св. апостолов Петра и Павла (Западная Европа, конец XVII века). Интерес к коллекционированию православных иконок и жетонов возник не так давно, — определённый толчок дало празднование 1000-летия крещения Руси, отмечавшееся в 1988 году. До сих пор крупные коллекции этих предметов не выставлялись, и выставка даёт возможность ознакомиться с образцами малоизвестного направления религиозного искусства.

Праздничное настроение, соответствующее Пасхе, придает выставке коллекция минералов в форме яйца. Камень, обладающий целым рядом эстетических свойств и естественной природной красотой, как нельзя лучше, отражает уникальность и непостижимое разнообразие Божьего мира.

В целом экспонаты выставки, которая продлится до 8 мая, образуют мозаичную и прекрасную панораму «Мира Божия».

Экспозицию в Доме графики можно посетить по адресу: Потаповский пер., 10; со среды по воскресенье, с 12 до 19 часов.

Источник: graphichouse.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090403_religios_engravings.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090403_religios_engravings.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».